§ 4. Племена кобанской культуры (середина II - конец I тыс. до н. э.)
Возникновение кобанской культуры На основе северокавказской культуры с середины II тыс. до н. э. начинает складываться кобанская культура. Материальная культура кобанской и северокавказской культур имеют много общих черт, что позволяет некоторым исследователям называть кобанскую культуру поздним этапом северокавказской культуры.
Наименование «кобанская» эта культура получила от названия аула Верхний Кобан в Тагаурском ущелье в современной Северной Осетии, где в 1869 г. был обнаружен могильник с многочисленными и своеобразными предметами из бронзы.
Позже предметы кобанской культуры были обнаружены на обширной территории Северного Кавказа и высокогорной части Закавказья. На западе граница кобанской культуры проходит по междуречью Большого Зеленчука и Урупа. На востоке памятники этой культуры фиксируются до Андийского хребта. На севере Кавказского хребта кобанская культура занимала территорию до современной Ставропольской возвышенности. На юге она была распространена в высокогорной части современной Грузии.
Кобанская культура имеет также многих общих черт в своей материальной части с колхидской культурой, потому многие исследователи объединяют эти две культуры в одну — колхо-кобанскую культуру.
Наиболее древние памятники кобанской культуры на сегодняшний день известны на территории современной Южной Осетии (древняя Двалетия), которые датируются XVI веком до н. э.
На Северном Кавказе хронологические рамки кобанской культуры определяются XII-IV веками до н. э. Ученые делят весь период существования кобанской культуры на два больших этапа - раннекобанский (классический) этап, завершающийся в VII веке до н. э., и позднекобанский этап, оканчивающийся в IV веке до н. э.
Этническая принадлежность
Кобанцы в древнегрузинских хрониках именуются кавкасионами и дзурдзуками, которые в научной литературе признаны нахоязычными. Граница расселения кавкасионов и дзурдзуков, согласно грузинским источникам, определяется от Андийского хребта на востоке до мест проживания адыгских племен и соответствует границам расселения носителей кобанской культуры.
В античных источниках племена кобанской культуры именуются махли (махалы). Названия «махли» и «махелоны» - это один и тот же этноним, образованный от древнеингушских слов «ма» - «солнце» и «хал» - «бог» и означающий «люди бога солнца».
Часть кобанцев, проживавших на равнине (плоскости) в бассейне рек Терека и Сунжи, Страбон называет гаргареями. Этноним «гаргарей» многие исследователи выводят из ингушского слова «гаргар» - «близкий, родственный». Слово «гар» также в ингушском языке означает «род, ответвление рода».
На всей территории проживания кобанских племен исследователями давно обнаружен пласт нахских (древнеингушских) топонимов.
Поселения и жилища кобанцев
Поселения кобанцев располагались на предгорных, естественно укрепленных возвышенностях или по долинам рек на высоких плато и на отдельно стоящих возвышенностях. В горных ущельях поселения располагались на уплощенных отрогах гор. В верховьях реки Ассы, на территории современной Горной Ингушетии, известны остатки кобанских циклопических (т.е. построенных из крупных каменных плит и блоков) крепостей, относящихся к концу II - началу I тыс. до н. э. (Дошхакле, Эгикал, Хамхи, Карт и др.).
В поселках бытовые комплексы (жилища, производственные постройки и культовые сооружения) размещались поквартально. Кварталы были разделены узкими улицами, вымощенными булыжниками. Форма жилых домов в основном была прямоугольной и лишь иногда овальной. Только культовые постройки (храмы) имели форму пятиугольника. Строения размещались компактно, примыкая стенами друг к другу. Дома обычно состояли из двух частей: жилой и хозяйственной. Встречаются многочисленные хозяйственные ямы цилиндрической и грушевидно-колоколовидной формы.
Характерным типом жилищ в предгорьях были глинобитные дома, укрепленные в нижней части стен рядами булыжников. Стены и пол тщательно обмазывались глиной. Внутри домов сооружали глинобитные очаги. Некоторые дома строили из камня и плетня, обмазанного глиной.
На равнинах постройки были больших размеров (до 80-90 кв. м), прямоугольной формы, иногда слегка углубленные в землю. Стены возводили из булыжника в сочетании с глинобитной массой. Полы вдоль стен грубо вымощены плоскими плитами. Дома были разделены на комнаты более легкими, чем внешние стены, внутренними перегородками. У некоторых домов были двускатные крыши. В жилищах имелись примитивные очаги хозяйственного назначения и один овальный глинобитный очаг с плоской гладкой поверхностью, скорее всего культового назначения. Непосредственно к стенам жилых домов примыкали хозяйственные постройки.
Хозяйственная деятельность
Основными отраслями хозяйственной деятельности кобанских племен были скотоводство и земледелие.
Кобанцы разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей. Скот давал мясо, молоко, сыр, кожу и шерсть. Из кожи и шерсти делали одежду. Скот у кобанцев выступал также в роли денег - его обменивали на необходимые товары и предметы. Лошади использовались как транспортное средство.
Особые условия существования в горах вызвали к жизни новые способы ведения хозяйства. В горных долинах преобладало овцеводство. Здесь находились постоянные поселения скотоводов. Весной стада из этих мест отгоняли высоко в горы, на тучные альпийские луга, где скот находился все лето. На зиму стада перегоняли обратно в долины.
Основными земледельческими культурами были пшеница, ячмень, рожь, просо. Пригодные участки земли под их посевы располагались в долинах гор, с этой же целью использовали искусственно созданные террасы. Обрабатывали землю с помощью деревянной сохи, деревянного плуга или мотыгой с бронзовой насадкой. Пахали землю с помощью быков. При сборе урожая пользовались бронзовыми серпами. Мололи зерно каменными зернотерками. Хранили зерно и муку в больших глиняных сосудах-корчагах.
Территория расселения кобанских племен, особенно горная зона с богатым животным миром, являлась благодатным краем для охотников. Охота уже не имела большого значения в хозяйственной жизни кобанцев, скорее всего это был подсобный промысел. Охотились с помощью лука и стрел. Распространены были и коллективные формы охоты, при которых использовались собаки.
Занимались кобанцы различными ремеслами: гончарным делом, металлургией и металлообработкой, ткачеством.
Высокого уровня достигло у кобанцев гончарное производство. Керамические сосуды-горшки, чашки, миски, кружки лепились вручную. Они обычно отличались четкими пропорциями и правильными формами. Посуда обжигалась в горнах или в специальных ямах, а столовая посуда подвергалась тщательному лощению. Блестящая, хорошего качества поверхность сосудов покрывалась геометрическим врезным и налепным орнаментом. Некоторые сосуды, обнаруженные археологами, имеют зооморфные ручки.
Прядение и ткачество также находилось для своего времени на довольно высоком уровне. Об этом свидетельствуют находки многочисленных глиняных пряслиц на всей территории распространения кобанской культуры. Хотя и редко, но встречаются обрывки тканей и кожи. Для изготовления одежды и обуви широко использовалось сырье, даваемое животноводством, - кожа и шерсть.
Подлинных высот мастерства достигли кобанские племена в металлургии и металлообработке. Добыча медных руд велась как открытым способом, с применением глубоких канав и ям, из верхних слоев месторождений, так и посредством подземных разработок, с использованием шахт и наклонных штолен. Добывалась руда бронзовыми и каменными кирками, молотами, клиньями, а также корзинами и мешками для выноса добытой руды.
При обработке руды ее вначале отделяли от пустой породы, дробили крупными каменными молотами, а затем сортировали. Для измельчения использовали объемные каменные ступы. Затем руда поступала в плавильные мастерские. Медеплавильни находились, как правило, вблизи рудников. Плавка производилась в печах, сооруженных в ямах из каменных плит. В печи закладывался древесный уголь. Через глиняные трубки мехами нагнетали воздух. Таким образом выплавлялась чистая медь. Для производства бронзы в сплавах с медью использовались мышьяк, сурьма, свинец, цинк. Более распространена была мышьяковистая бронза. Археологами найдено также много изделий, сделанных из оловянистой бронзы. По многим показателям (в литейных свойствах, легкоплавкости, твердости предметов, в красоте цвета) оловянистая бронза превосходит другие типы медных сплавов. Но если мышьяк и другие вещества, используемые в сплавах с медью для производства бронзы, добывались на Кавказе, то олово завозили из далека - с Западного Средиземноморья, куда оно попадало из Британии.
Главнейшей стадией создания бронзовых предметов было литье. Литейные мастерские часто располагались вблизи от первичных производств металла, иногда же они примыкали к поселениям. Для отливки изделий пользовались глиняными, каменными, иногда металлическими (медными) литейными формами. В металлической форме можно было получить отливки сложного профиля, точно передать мелкие детали. Сама медная форма была прочнее других, и ее можно было использовать многократно.
При отливке бронзовых предметов задумывалось и создавалось их украшение, часто в форме орнаментации. Литой орнамент обычно сводился к рельефным граням, выпуклостям, валикам, шнуровым линиям и т.д.
Большое распространение получило украшение изделий гравировкой уже после их отливки. Так, на поверхности вещей появлялись композиции геометрических фигур, порой довольно сложные, и изображения животных. Иногда рисунки на изделие наносились методом чеканки. Применялась и техника инкрустации - украшение изделий различными вставками из кости, дерева, стекловидной пасты. Для инкрустации также применялось железо. В начале I тыс. до н. э. железо было редким металлом — оно очень ценилось и встречается только на отдельных вещах в виде небольших вставок.
Из бронзы кобанцы изготовляли различные орудия труда (бронзовые насадки для мотыг, скребок, топоры), посуду (миски, чаши, маленькие «рюмочки» на низкой ножке, кубки, ритуальные сосуды для питья в форме рога, котлы), оружие (боевые топоры, кинжалы, наконечники стрел и копий, навершия булав, доспехи), принадлежности конского убора (удила, псалии, различные бляхи для конской сбруи, колокольчики с большими петлями для подвешивания), украшения (пояса и пряжки к ним, булавки, пуговицы, застежки, всевозможные подвески и браслеты, цепочки и т.д.), различные предметы и скульптуры культового предназначения (скульптурные подвески - фигурки стоящих зверей, птички, головы баранов и козлов, рога и т.д., пластинчатые изображения животных, изображения человеческой руки, различные навершия на деревянные шесты, крошечные копии различных предметов вооружения, скульптурные антропоморфные изображения и т.д.).
С конца X в. до н. э. кобанские племена начали осваивать железо. Начался этот процесс на южном склоне Кавказского хребта в конце X - начале IX в. до н. э. и несколько позднее уже на Северном Кавказе. VIII в. до н. э. датируется изготовление широкого ассортимента железных предметов, а с конца VII в. до н. э.- массовый переход к использованию железа.
Продолжали существовать также косторезное и камнеделательное производства.
Определенную роль в хозяйственной жизни кобанских племен занимал натуральный обмен. Меновой единицей часто выступал скот.
Были развиты торговые отношения с Восточной Европой. На памятниках кобанской культуры обнаружены многочисленные предметы из Восточной и Центральной Европы. Археологами найдены произведения кобанских мастеров в Юго-Восточной Европе, в Северном Причерноморье, в Нижнем Подонье и в Поволжье. Имелись также торговые связи с Закавказьем и Передней Азией, где жили племена, говорившие с кобанцами на одном языке (хурриты, урарты, колхидские племена). В кобанских памятниках обнаружены вещи урартского, ассирийского, иранского, малоазийского, греческого, средиземноморского, балканского происхождения.
Искусство кобанцев
Бронзовые изделия кобанцев являются подлинными шедеврами мирового искусства. Главным образом это касается украшений. Для торжественных случаев, по мнению исследователей, изготовлялось множество бронзовых украшений для костюмов. Все украшения снабжались петлями и отверстиями, чтобы они могли крепиться на одежде. В отдельных случаях фигурки подвешивались к пластинам, которые также крепились к одежде.
Некоторые предметы специально создавались для погребального обряда.
Для кобанского искусства характерно изображение животных. С течением времени сложились свои каноны — правила, которые соблюдались при изготовлении того или иного предмета. Фигуры животных в большинстве случаев даны в движении. Но есть случаи, когда изображались и неподвижные звери. Фигуры зверей гармонично вписывались в форму предмета. Но иногда встречаются изделия, при изготовлении которых это правило нарушается, - изображение животного может переходить с одной плоскости-грани на другую. Тем самым подчеркивалось движение.
В кобанском искусстве в изображении отдельных частей животных наблюдаются твердо установленные приемы. Например, на многочисленных подвесках в виде головы барана повторяется рисунок длинных, завитых рогов, вытянутых морд, выпуклых глаз.
Расположения фигур на предметах часто симметричны (например, на топорах одна и та же фигура зверя симметрично помещается на обеих плоскостях топора). Встречаются и предметы с изображением одного зверя. Фигуры зверей обычно схематичны, но даже при сильной стилизации можно определить, какой зверь изображен.
Таким образом, у кобанских племен развивалась своеобразная, только им присущая манера исполнения бронзовых художественных произведений. Олени, собаки, бараны, козлы, змеи, птицы, рыбы, воплощенные в бронзе, даны в единой, особой манере стилизации, объединяющей их в особую группу произведений кавказского звериного стиля.
Орнамент на бронзовых предметах кобанцев заключает в себе определенное смысловое значение, отражает мировоззрение, мифологию кобанцев — древних ингушей. Часто на кобанских бронзовых, керамических предметах встречаются квадраты, треугольники, ромбы, свастики, круги, точки, пунктиры, спирали, прямые и волнообразные линии и т.п. Повторяются мотивы, известные в культурах далеких предков кобанцев - майкопцев, синокавказских племен эпохи неолита (неолитические культуры Малой Азии и Передней Азии) и т.д.
Многие геометрические фигуры в кобанском орнаменте - это символы, изображающие солнце и другие небесные тела, которые занимали большое место в религиозных воззрениях не только кобанцев, но и, собственно, ингушей с глубокой древности до нового времени, когда был принят ислам. Подобное же значение имеют и знаки, нанесенные на средневековых башнях в Горной Ингушетии.
В мировоззрении далеких предков ингушей солнцу всегда принадлежала особая роль. Найденные на месте кобанских поселений в жертвенниках глиняные модели колес с шестью спицами исследователи считают изображениями солнца с шестью лучами, отмечая при этом связь понятий «колеса» и «солнца» в сознании древних. В ингушских мифах солнце часто называют колесом.
Религиозные воззрения
Верховным богом кобанских племен считалось солнце - Малх. На территории их проживания сохранилось множество топонимов, происходящих от слова «малх»: река Малка (в Чечне), местности Малкана, Малхар, Малгобек (в Кабардино-Балкарии и Северной Осетии), Малгобек (в Ингушетии), Малхиста. Этноним «махли-махал-махалон» переводится как «люди бога солнца».
Так же почитался священный бык, олицетворявший божество плодородия. На кобанских памятниках известны находки культовых глиняных фигурок быков. Кобанцы также поклонялись духам предков и различным божествам - покровителям земледелия, животноводства, охоты, различных стихий, ремесел, культы которых угадываются в элементах святилищ, в домашних жертвенниках с остатками костей животных, в предметах со следами имитации магии, в заупокойных тризнах и в огневом ритуале при погребениях.
В представлении кобанцев весь мир был населен добрыми и злыми духами, на которых можно воздействовать магическими действиями и заклинаниями. Божественные силы олицетворялись образами животных. Изображения божеств и духов в виде зооморфных статуэток играли роль охранительных амулетов. Звери были символами тех или иных божеств. Например, символом солнца являлся олень.
Культовые места располагались на возвышенностях, на вершинах гор, поднимавшихся над окрестностью. В святилищах археологами найдено множество фигурок в виде людей и зверей, являвшихся приношениями древних людей божеству, которому посвящено то или иное святилище или храм. Древние святилища представляли собой специальные площадки с каменным сооружением в центре. На их месте исследователи находят остатки костров и множество костей жертвенных животных.
Жизнь в мире мертвых кобанцам представлялась как продолжение жизни на земле. Поэтому многие вещи, которые окружали человека при жизни, сопровождали его и на тот свет их клали вместе с ним в могилу.
Людей чаще хоронили в так называемых каменных ящиках (ямы прямоугольной формы, обложенные и перекрытые каменными плитами). В каменный ящик покойника клали чаще всего на правый бок в скорченном положении, т.е. ему сгибали ноги и руки. Вместе с ним в погребальное сооружение помещались одеяния, оружие и конская сбруя, различные бытовые и ритуальные предметы, украшения, ставились сосуды с пищей. Иногда всадника хоронили с взнузданным верховым конем.
Общественно-политическая жизнь кобанцев
Основной экономической ячейкой кобанского общества становится патриархальная семья, и возникает частная собственность семьи, хотя значение родов по-прежнему было велико и сохранялась собственность рода.
Общественный строй кобанских племен находился на стадии развития военной демократии. В жизни общества приобрели главенствующую роль вожди военных дружин. Частые военные столкновения со степняками способствовали развитию военного дела и вооружения. Эта эпоха характерна и производством в больших масштабах разнообразного, отличной выделки оружия. Воевали кобанцы в основном верхом на лошадях. Часто они совершали военные набеги за добычей на территорию соседних племен и народов.
В VII в. до н. э. территория проживания кобанцев подверглась скифскому нашествию. В 70-х гг. VII в. до н. э. скифы совершили ряд походов через Кавказ в Переднюю Азию. Основная дорога скифов шла через Дербентский проход, но некоторые их отряды использовали и дороги на Центральном Кавказе: Дарьяльское ущелье, Мамисонский и Клухорский перевалы. Скифы и сорматы, которые сопутствовали им, вступили в военное противоборство с кобанцами, что привело к гибели ряда кобанских поселений. Часть местных жителей была вовлечена в скифские походы.
Военно-политическая активность скифов длилась до начала VI в. до н. э. За это время (с участием кобанских элементов) выработался комплекс черт, характеризующий скифскую культуру и больше всего ее оружие, конскую сбрую, оригинальное искусство и т.п. Часть скифов, осевшая на равнинах среди кобанского населения, в скором времени была ассимилирована и растворилась в кобанской среде.
Кобанцы во второй половине I тыс. до н. э. создали крупное политическое объединение племен, занимавшее территорию от Приэльбрусья и реки Малки на западе до подножий Андийского хребта и междуречья Сунжи и Аргуна на востоке, от реки Терек на севере до Главного Кавказского хребта на юге. По античным источникам это объединение известно под названием Малх, по грузинским источникам - под названием Дзурдзукети.
Контролируя горные проходы в Закавказье и постоянно угрожая вторжением закавказским странам, этот союз племен, находившийся на стадии преобразования в государство, представлял довольно грозную силу для того времени. По данным античного писателя Лукиана, известно имя одного из правителей политического объединения древних кобанцев - Адирмах, которое абхазский исследователь Г. Д. Гумба с помощью ингушского языка этимологизирует как «обладатель мощи солнца» («а дар малх»).
В начале II в. до н. э. в результате военного вторжения на Северный Кавказ селевкидского царя Антиоха III, которого поддерживали находившиеся под его властью закавказское государства, политический союз кобанских племен был разгромлен.
В результате распада политического объединения кобанских племен в источниках перестают употреблять общекобанские наименования и в дальнейшем (в I в. до н. э.- I в. н. э.) потомки кобанцев известны в источниках под названиями отдельных родоплеменных групп хамекитов, сьербов, двалов, троглодитов, санаров, хонов, масах/машах, дигор, исадики и др.