§ 2. Урарту (IX-VI вв. до н. э.) Древнейшие сведения об урартийцах
К концу II тыс. до н. э. политическая карта Передней Азии изменилась. Исчезли такие мировые державы, как Хеттское царство и Ханигальбат, игравшие на протяжении почти всего второго тысячелетия до н. э. ведущие роли в мировой политике. Сохранились Египет и Вавилония, но и они уже были ослаблены. Началось возвышение новых мировых держав: Ассирии, позднее — Урарту.
Настоящее название этого государства - Биайнили. Так его называли сами урарты. От названия Биайнили происходит и название озера Ван. Население Биайнили греки называли алоридиями, а ассирийцы - урартами. В ассирийских памятниках это государство называется Уратри, Уруатри. Позже закрепилось название Урарту, которое происходит от названия горы Арарат.
Территория от границ Малой Азии до гор Западного Ирана в ассирийских источниках называлась «страны Наири». В XII-X вв. до н. э. на этой территории насчитывалось многие десятки «царей» и «цариц» - т.е. жриц божества плодородия, выступавших в поход вместе с войсками. Судя по хеттским источникам, хетты не раз вели здесь переговоры не только с «царями», но и непосредственно с народами «стран». Таким образом, «страны Наири» в конце II тыс. до н. э. представляли собой непрочные предгосударственные объединения - племенные союзы.
В центре территории стран Наири, на Армянском нагорье, вокруг озера Ван, жили нахоязычные урарты. На востоке и на западе от Армянского нагорья жили близкородственные урартам хурриты. По сути, урарты и хурриты говорили на диалектах одного языка и являлись одним народом.
На западе, по долине реки Чорохи и на севере Верхнего Евфрата, на месте существования в XV-XIV вв. до н. э. предгосударственного объединения хурритских племен Ацци-Хайяс, в XIII в. до н. э. возникло государство Страна диаухов.
На востоке, вокруг озера Урмия, жили хурриты-маннеи (или матиены). Здесь имелось множество городов-государств. Археологические раскопки показали, что города-государства хурритов-маннеев имели мощные цитадели, дворцовые и храмовые сооружения, каменные мостовые, типичные городские застройки, городские стены и т.п., то есть все атрибуты древних городов. Начиная с первой половины II тыс. до н. э. в этот район с востока стали приходить индоиранские племена, и к началу I тыс. до н. э. процент ираноязычного населения среди хурритов-маннеев был значительным. Позднее, при объединении многих маннейских городов-государств, здесь сложилось довольно сильное хурритское государство Мана (также его называли Матиеной; от слова «мата» - «страна, родина»).
Политическая история Урарту
С конца II тыс. до н. э. урарты начали образовывать города-государства. Важнейшим из них был Ардини (возможный перевод «Храмовый»; ср. инг. «ерда» - «храм»), который в ассирийских источниках именуется Муцацир. Ардини был центром культа бога Халди, ставшего впоследствии главным богом урартского пантеона. Другим политическим центром урартов становится город Тушпа (возможный перевод «Главный (центральный) город», т.е. «столица»; ср. устаревшее инг. «туш» - «центр» и «пхьа» — «населенный пункт, город»), где находился храм бога солнца Шивини.
Первые сведения об Урарту как о централизованном государстве относятся к 80-м гг. IX в. до н. э. В это время Урарту подвергалось нападению ассирийского войска во главе с царем Ашшур-ацир-апалом II. В 859 и 856 гг. до н. э. против Урарту совершает походы его сын Салманасар III.
Особенно трагичным для урартов был поход Салманасара III в 856 г. до н. э.: ассирийцы обошли Урарту с запада, разгромили войска Страны диаухов и вторглись в Урарту с северо-запада. Войска урартов были разбиты, они понесли большие потери. Погибло много мирных жителей. Ассирийцы обычно никого, кроме колесничих и всадников, в плен не брали. Была захвачена огромная добыча.
После этого похода урарты получили передышку - четверть века ассирийцы их не тревожили. За это время урартам удалось укрепить свое государство. Первые надписи царя Урарту Сардури I датируются после 845 г. до н. э. Сардури I сделал столицей Урарту город Тушпу, а Ардини стал культовым центром государства. Подражая ассирийским царям, Сардури I именовал себя «царем Биайнили (Урарту), правителем города Тушпы, царем великим, царем сильным, царем воинств, царем Наири», что означало вызов Ассирии и претензию на соперничество с ней. К этому времени Урарту настолько окрепло, что могло открыто бросить вызов Ассирии. При правлении Сардури I ассирийцам ни разу не удалось проникнуть в глубь государства.
В последней четверти IX в. до н. э. царем Урарту был Ишпуини сын Сардури I, но он рано отошел от дел, и на самом деле правил его сын Минуа. При нем на востоке в состав Урарту были включены территории до западного и южного берегов озера Урмия. Северная граница проходила между озером Ван и рекой Араке. Здесь урарты вели упорную борьбу с племенами, вторгшимися с севера.
В период царствования Минуа в Урарту учреждается система наместничества во главе с начальниками областей, упорядочиваются культы богов и вводится общегосударственная система жертвоприношений. На завоеванных территориях принудительно прививается культ общегосударственного урартского бога Халди (подобная мера до этих пор на Древнем Востоке не была известна).
К 800 г. до н. э., когда началось единоличное правление Минуа, урартам удалось отвоевать у ассирийцев верхнеевфратские провинции, все левобережье Верхнего Евфрата, включая царство Алзи. Минуа вторгся на территорию Мелитену («Хатти»), перешел через горы и совершил набег на ассирийскую Верхнюю Месопотамию. На северо-западе Минуа вторгся в Страну диаухов, возвел новый административный центр на правом берегу реки Араке у подножия горы Арарат, откуда урарты начали совершать военные походы в Закавказье.
В царствование Минуа по всей территории строилось много оборонительных и оросительных сооружений. Урарты прорубали каналы даже в скалах и облицовывали их каменными глыбами. Это строительство стало возможным в результате использования железных орудий труда и распространения обязательных повинностей на новое население царства.
В 786 г. до н. э. царем Урарту стал Аргишти I сын Минуа. О его правлении до нас дошли сведения из огромной летописи, высеченной на отвесных склонах скалы у озера Ван. Это одна из крупнейших надписей, дошедших до нас с тех времен.
В начале своего правления Аргишти I совершил поход в Страну Диаухов, частично обратив ее в свое наместничество, а оставшуюся часть обложил данью.
На западе он вел войны с хурритским царством Мелитена. Здесь ему удалось установить контроль над верхнеевфратским участком «железного пути» - очень важного в древности торгового пути, по которому возили продавать железо.
На севере он завоевал населенную хурритами страну Аза, расположенную в Арартской долине в окрестностях озера Севан. В 783 г. до н. э. Аргишти I построил крепость Эребуни (на месте современного Еревана), которая была заселена 6600 воинами-хурритами, взятыми в плен в Мелитене и на Верхнем Евфрате. Им было вменено в обязанность охранять северную границу Урарту.
Немного позже Аргишти I построил еще одну крепость - Аргиштхинили на левом берегу Аракса, которая должна была по его замыслу стать административным центром всего Закавказья.
На востоке урарты совершали постоянные набеги на страну манеев, стремясь присоединить их к Урарту.
Стратегической задачей Урарту на протяжении всего периода существования была борьба с Ассирией. Военные походы урартов также были подчинены этой основной задаче. В царствование Аргишти Урарту удалось обойти Ассирию с запада, также много сил было потрачено, чтобы обойти Ассирию с востока. Много походов было совершенно и в южном направлении - войска урартов доходили до пределов Вавилонии, не раз вторгались и на собственно ассирийскую территорию.
Успехам Урарту в борьбе с Ассирией способствовала реформа, проведенная в урартской армии, реформа административного устройства государства и разруха, царившая в Ассирии: нередко урартским войскам противостояли не царские войска, а войска полунезависимых наместников.
В 760 г. до н. э. царем Урарту стал сын Аргишти I Сардури II, который продолжал завоевательную политику своего предшественника.
Ожесточенное сопротивление встречали урартские войска в стране манеев. К концу правления Сардури II на месте множества манейских городов-государств возникло мощное государство Мана (другое название — Матиена, идентичное по смысловому значению второго названия Ханигальбата - Миттания; оба названия происходят от «мата» - «страна»).
Урарты совершали свои завоевательные походы в Закавказье, в Колхиду («Кулха» урартских источников), в Страну диаухов (при Сардури II Страна диаухов как государство перестала существовать).
Из летописи Сардури II на северном склоне Ванской скалы: «Выступил я в поход на страну Кулха. Величием бога Халди, Хахани, царя страны Хушалхи, вместе с его народом я оттуда увел в плен, угнал и поселил в моей стране. Сардури говорит: в том же году мои войска выступили в поход на страну Абилианихи. Величием бога Халди за один день страну я захватил, крепости разрушил, города сжег, страны разорил, мужчин и женщин оттуда я угнал. Сардури говорит: для бога Халдивот какой подвиг я там совершил: 1890 отроков увел я, 3496 женщин я угнал, всего 9904 человека, одних умертвил, других живыми увел; 65 коней угнал я, а также... (здесь число пропущено) тысяч 90 голов крупного рогатого скота, 10 897 голов мелкого рогатого скота. Сардури говорит: для бога Халди я эти подвиги за один год совершил».
При завоевании какой-либо области обычно урарты переселяли ее жителей в Урарту или на завоеванные земли. Часть пленных уничтожали. С каждым завоеванием число пригоняемых в Урарту пленников увеличивалось: так за один лишь год Сардури II привел из трех походов 12 735 мальчиков и 46 600 женщин. Пленные нужны были для пополнения людских ресурсов, убывавших в связи с постоянными войнами.
Наиболее важным направлением военных походов Урарту было юго-западное, где проходили важные торговые пути и находились богатые сирийские города-государства, объединенные в союзы. За господство в этом регионе вели борьбу Ассирия, Египет, Урарту.
Сардури дважды совершал поход вниз по Евфрату, откуда открывался путь в Сирию. Он вступил в сношения с Северо-Сирийским союзом. При помощи союзов влияние Урарту распространилось до самого Дамаска, и сирийцы выступали вместе с Сардури против угрожавшей им всем Ассирии.
Начиная с 781 г. до н. э. снова периодически происходили стычки между Урарту и Ассирией. Пограничные области все чаще переходили от ассирийцев к Урарту. Решительное столкновение между двумя державами стало неизбежным.
В 745 г. до н. э. в Ассирии воцарился Тиглатпаласар III. Используя достижения урартской государственной практики, Тиглатпаласар III провел ряд государственных реформ. В частности, была проведена военная реформа (по образцу реформы, проведенной Сардури). Полагаясь на огромное скопление продуктов и ценностей в царских хранилищах, царь мог содержать постоянное войско за свой счет. Сардури II сильно сократил воинские повинности в стране. Но слишком переоценив свои возможности, ослабил армию реформой. Напротив, в Ассирии реформа Тиглатпаласара III, проведенная после тяжелой полосы неурядиц, разрухи и междоусобных войн, привела к большому притоку боеспособных воинов в перестроенную постоянную армию.
В 743 г. до н. э. между Урарту и Ассирией состоялось решающее сражение. Урартийцам и их союзникам было нанесено жестокое поражение. Часть областей Урарту, лежащих к северу от верховьев реки Тигр, была включена в состав Ассирии. Через восемь лет, в 755 г. до н. э., Тиглатпаласар уже вторгся в глубь территории Урарту и даже осадил столицу город Тушпу, но взять его не смог.
Вот как описывает Тиглатпаласар свои победы: «Сардури урартский возмутился против меня и вступил в соглашение с Тамиэлем из Бит-Агуси. Между Киштаном и Халпу, областями города Куммуху, я нанес ему поражение. Весь его стан я отнял у него; горечи оружия моего он убоялся и ради спасения своей жизни на кобыле ускакал он и ночью бежал на недоступную гору Сибак. Я запер Сардури урартского в его городе Турушпе (т.е. Тушпе) и учинил большое побоище перед его воротами. Мое царское изображение я сделал и водрузил напротив города Турушпа. 60 беру пути по обширной стране Урарту сверху донизу победоносно я прошел и не встретил соперника. Страны Уллубу и Хабху, расположенные у подножья Налы (т.е. горы Армянского тавра), я завоевал и включил в границы Ассирии».
Сардури II умер в конце 40-х гг. VIII в. до н. э., и на престол Урарту взошел Руса I (730-713 гг. до н. э.). Это был трудный период в истории Урарту. Поражение в борьбе с Ассирией привело в движение центробежные силы, до сих пор сдерживавшиеся урартскими царями силой оружия. Некоторые области отделялись от Урарту, наместники поднимали восстания. Положение Русы I было очень тяжелым. Ему, однако, удалось подавить восстания, восстановить свою власть над всеми областями Урарту. Впоследствии Руса I воздвиг в ардинском храме статую, изображающую его на колеснице с надписью: «С моими двумя конями и одним колесничим рука моя овладела царской властью Урарту».
Восстановив власть в Урарту, Руса I, чтобы не допустить в дальнейшем отделения от Урарту наместничеств, провел административную реформу: крупные наместничества он разделил на мелкие и построил крепости - административные центры новых наместничеств.
Укрепив свою власть в Урарту, Руса I начал завоевательные походы в Закавказье: он вышел в области восточнее озера Севан, дошел до территории современного Нагорного Карабаха, перешел реку Араке и закрепился там.
Но едва Русе I удалось вновь собрать Урартское государство, как он столкнулся с серьезной внешней опасностью: в пределы Урарту стали вторгаться отряды конников киммерийцев, мигрировавшие в Закавказье из степей Северного Причерноморья. Киммерийцы, а позже и скифы, были вооружены луками и стрелами с баллистическими наконечниками, гораздо более эффективными, имевшими большую дальнобойность и убойную силу, чем стрелы, применявшиеся в армиях государств древнего мира. Однако киммерийцы не умели брать крепости, а крепости были костяком Урартского государства. Руса I сумел дать отпор киммерийцам и направить их поток в обход Урарту с запада в Малую Азию.
Ассирия в это время, как и Урарту, переживала новый период подъема, связанный с царствованием Саргона П. Назревало новое столкновение усилившихся противников.
Готовясь к войне с Ассирией, Руса I устанавливал союзнические отношения с Фригийским царством, новой крупной державой, возникшей в середине VIII в. до н. э. в центре Малой Азии в результате переселения фригийцев с Балканского полуострова. Фригийцы предприняли наступление во фланг Ассирии, но были ими отбиты, а потом уже сами должны были обороняться от киммерийцев, хлынувших в обход Урарту в Малую Азию.
В это время военные успехи сопутствуют Саргону II, сумевшему завоевать и присоединить к Ассирии небольшие царства, расположенные в Таврских горах, и таким образом создать широкий клин между союзниками - Урарту и Фригией.
В 714 г. до н. э. начинается война непосредственно между Урарту и Ассирией. В 713 г. до н. э. Саргон II наносит Русе I сокрушительное поражение, что привело к гибели почти всей урартской армии. Это была катастрофа. Руса I бежал в свою столицу и там покончил с собой.
Саргон II не стал осаждать Тушпу, совершил опустошительный поход через территорию Урарту и вторгся в пограничную область Ардини (Муцацир), которая без сопротивления перешла в руки ассирийцев. В Ардини были разграблены главный урартский храм бога Халди и дворец, захвачено более 330 тыс. предметов ремесленного производства и искусства: более одной тонны золотых, более пяти тонн серебряных и более сотни тонн бронзовых изделий и медных слитков.
В 713 г. до н. э. на престол Урарту вступил Аргишти II (713-680 гг. до н. э.), который пытался восстановить былую мощь Урарту и противостоять натиску Ассирии, опираясь на Фригию и царства, расположенные в Таврских горах. Но все его намерения не имели большого успеха. В то же время завоевания Саргона II в Таврских горах оказались непрочными и власть Ассирии здесь недолговечной.
В 680 г. до н. э. царем Урарту стал сын Аргишти Руса II (680-660 гг. до н. э.). При нем Урарту переживает новый и последний период подъема.
В этот период проблемой номер один для всех держав древнего мира становятся кочевники - киммерийцы, а позже скифы. Киммерийцы и скифы в союзе то с одним, то с другим государством совершали набеги на все страны древнего мира.
В 675 г. до н. э. Руса II заключил союз с частью киммерийцев и совершил поход против Фригии, Мелитены и хурритоязычных халибов в восточной части Южного Причерноморья. Поход Русы II имел успех: была захвачена огромная добыча и большое число пленников. Но воспользоваться в полной мере своими победами Урарту помешала Ассирия, вмешавшаяся в войну на конечном этапе.
В последнее десятилетие своего царствования, благодаря спокойствию на границах, Руса II занялся интенсивным строительством и орошением новых, завоеванных в Закавказье, земель. Это стало возможным в связи с тем, что Фригия после поражения пришла в упадок, Ассирия была занята войнами на юге и на востоке, а основная масса киммерийцев ушла в Малую Азию.
По всей стране создавались новые наместничества, возникали новые центры. В Тушпе царскую резиденцию перенесли на новое, более удобное место. В Закавказье поблизости от старого центра Эребуни возвели новый - город Тейшебайни («город Тейшебы»). Необходимость строительства новых крепостей для укрепления северных границ Урарту была вызвана появлением в Закавказье новых кочевников, пришедших из Причерноморских степей, - скифов.
При Русе II строятся новые оросительные каналы, развивается земледелие. В надписи на каменной стеле, сделанной по его приказу, говорится:
«Руса, сын Аргишти, говорит: в долине Куарлине обработанной земли не было. По приказу бога Халди я этот виноградник развел, поля с посевами, плодовые сады кругом устроил я там, города я ими окружил. Канал из реки Илъдаруни я провел. Умешини имя его».
Канал Умешини сохранился до настоящего времени. Это большой тоннель, пробитый в толще базальтовой скалы, по которому текла вода и орошала бывшие целинные земли.
После смерти Русы II в 660 г. до н. э. урартский престол перешел к его сыну Сардури III. Урарту клонится к закату. Скифы, создавшие свое царство на территории современного Азербайджана и выступавшие в основном как союзники Урарту, превратились во врагов. В конце 50-х годов VII в. до н. э. они вторглись в Урарту. Пройдя через всю территорию государства, они достигли Малой Азии и истребили здесь толпы киммерийцев. Урартское царство было настолько деморализовано этими событиями, что в конце 40-х гг. VII в. до н. э. урартский царь Сардури III признал зависимость Урарту от Ассирии, назвав себя в дипломатическом письме «сыном» ассирийского царя.
Со второй половины VII в. до н. э. до гибели Урарту в начале VI в. до н. э. на урартском престоле сменялись еще четыре царя. Урарту окончательно потеряло свое могущество, государство же сохранялось лишь благодаря царским крепостям.
616-605 гг. до н. э. Ассирия провела в войнах с подвластными ей прежде, но теперь претендующими на роль великих держав Мидией и Вавилонией. Мидяне установили свою власть над Ману, а затем в Урарту. В 612 г. до н. э. союзные войска захватили столицу Ассирии Ниневию. В 605 г. до н. э. была окончательно уничтожена Ассирийская держава. Около 590 г. до н. э. в результате завоевательного похода индийцев окончательно было уничтожено и урартское государство. Погибли и царские крепости. Большая часть территории Урарту вошла в состав Мидии. В это же время мидийцами были уничтожены Мана и Скифское царство, их территории также были присоединены к Мидии.
Складывание протоармянского этноса
Протоармянские племена мушков, пришедшие в Малую Азию с Балканского полуострова, дошли до Верхнеевфратской долины еще в XII в. до н. э. Они начали просачиваться и оседать в Киццуватне, Алзи и в других мелких хурритских государствах Верхнеевфратской долины и гор Тавра. Ко времени Урарту здесь уже было значительное число мушков. К VI в. до н. э. в Киликии (бывшее государство Киццуватна) и Мелитене (бывшее Алзи) мушкский (протоармянский) язык стал со временем языком общения между группами людей различной этнической принадлежности. Здесь уже правили протоармянские династии. На месте бывшей Мелитены возникло государство Дом Тогармы (Торгома), в котором еще сохранялся хурритский элемент, но основное население и правящая династия были уже мушкскими (протоармянскими). После крушения Урарту восточная его часть вошла в состав Дома Тогармы, а урарты постепенно подвергались ассимиляции со стороны мушков. Таким образом, на протяжении нескольких веков шло складывание протоармянского языка и этноса при смешении автохтонных нахоязычных хурритов и урартов и пришлых индоевропейцев - мушков. В результате в армянский язык перешло много слов из хуррито-урартских языков, особенно терминов для обозначения местной флоры и фауны, горной и сельскохозяйственной техники, специфических для нагорья социальных условий.
Хозяйство Урарту
Основными отраслями хозяйственной деятельности урартов были земледелие и скотоводство. Урарты выращивали пшеницу разных сортов, ячмень, просо. При раскопках Тейшебайни археологами были найдены кладовые, емкость которых позволяла хранить до 750 тонн зерна, что свидетельствует о хороших урожаях.
Выращивали различные фрукты: яблоки, груши, сливы, вишни, гранаты, айву и даже арбузы.
Большое значение придавалось разведению виноградников. Из винограда делали вино. В Тейшебайни археологами обнаружены восемь кладовых для хранения вина, представляющих собой удлиненные помещения, в земляном полу которых установлены крупные кувшины - карасы, емкостью от 800 до 1000 литров каждый. Таких кувшинов в кладовых оказалось 400, что свидетельствует о громадных запасах вина в крепости. На верхней части карасов вырезаны знаки емкости в урартских мерах емкости — «акарки» (240 литров) и «теруси» (одна десятая часть акарки, или 24 литра).
Наряду с вином, урарты готовили пиво из ячменя и проса. Обнаружена пивоварня, в которой сохранился крупный чан, высеченный из туфа, с остатками в нем ячменя.
Земледельческое хозяйство урартов в основном было связано с искусственным орошением. В надписях урартских царей рассказывается о сооружении каналов. Оросительные работы производились там, «где обработанной земли никогда не существовало».
До нашего времени сохранились остатки оросительных сооружений, в частности каналов, проходивших по низменной местности. Дно и стены каналов укрепляли массивной кладкой из неотесанных каменных глыб. В некоторых случаях приходилось выкапывать большие водохранилища, своего рода искусственные озера для равномерного снабжения водой сети каналов. Об этом также говорится в урартских надписях Русы I и Аргишти II. Иногда для каналов в скалах прорубали тоннели. В ассирийских надписях красноречиво описываются оросительные работы, произведенные урартскими царями, которые рыли каналы и заставляли их течь, «как Евфрат», выводили от них «бесчисленные арыки», которые превращали «пустынные земли в луга».
Наряду с развитым земледелием и садоводством в хозяйстве Урарту большое место занимало животноводство. Урарты разводили овец, крупный рогатый скот, коз, лошадей, ослов и свиней. Было развито молочное хозяйство - производили сыр и другие молочные продукты.
О большом значении скотоводства известно из летописей урартских царей, называющих цифры угнанного скота. Так, Сардури II, сын Аргишти I, в середине VIII в. до н. э. пригнал в Урарту 110 тысяч голов крупного рогатого скота и 200 тысяч голов мелкого рогатого скота. Только за два похода в страну Эриахи в Урарту было пригнано 23 194 крупного и 63 430 голов мелкого рогатого скота.
В хозяйстве Урарту преобладало разведение овец, что давало не только мясную и молочную пищу, но и шерсть. При раскопках Тейшебайни было найдено множество остатков шерстяных тканей разного качества, тонких и толстых, гладких и с вытканным узором, а также клубки шерстяных ниток и комки пряжи. Обугленные ткани потеряли свой цвет, но их анализ показал, что в некоторых случаях они были синими и красными, другие пигменты красителей не сохранились.
Коней разводили специально для военного дела, объезжали их, учили приемам вольтожировки и устраивали конские состязания. В местности Сигкех (инг. «сиг» - «сийг» - «искра», «кех» - «къух» - «поляна»; «Сигкех» - «светлая, искрящаяся поляна») была обнаружена наполовину вкопанная в землю каменная стела с надписью о том, что «с этого места конь по имени Арциби (инг. «аьрзи» - «орел»), на котором сидел царь Минуа, прыгнул на 22 локтя», то есть на расстояние более чем 11 метров.
Наличие на территории Урарту основных видов сырья -глины, камня, дерева и металла - способствовало значительному развитию ремесленных производств. Большого мастерства достигли урарты в обработке камня при помощи металлического резца. Своеобразным, типично урартским приемом художественной обработки камня была инкрустация предметов из камня одной породы деталями из камня другого цвета и вида. Этот особый вид инкрустации применялся также и в архитектуре. Каменные полы роскошных зданий украшались многокрасочными узорами из различных камней.
Урарты были искусными строителями. Постройки они возводили либо из сырцового кирпича, либо из больших каменных глыб или плит (так называемая циклопическая или мегаллитическая кладка). Особенно прочно и тщательно строились крепостные сооружения, внешние стены которых иногда превышали 3 метра, а внутренние достигали 2 метров ширины. Урартская крепость у Ванской скалы была сложена из огромных каменных глыб. В Топрах-Кале был раскопан фундамент храма, сложенный из крупных глыб известняка. Стены парадных помещений были облицованы художественно украшенными мраморными фризами. Цитадель Тейшебайни была огромным и хорошо защищенным зданием, состоящим из 120 помещений. При сооружении крепостных стен использовался рельеф строительной площадки, обычно высокого холма. Массивные стены были защищены угловыми башнями. На строительство крепости Тейшенбайни, по подсчетам археологов, ушло около 2 млн сырцовых кирпичей.
В Урарту были известны и многоэтажные городские дома, в которых жили большими семьями общинники. Дома-башни, типа ингушских жилых башен, были распространены в сельской местности.
Высокого уровня развития достигло в Урарту металлургическое производство. Закавказье с прилегающими районами северной части Передней Азии считается одним из древнейших районов высокоразвитой и самобытной металлургии, где особенно рано появилось и получило широкое распространение железо. Раскопки урартских крепостей подтверждают, что урарты для изготовления орудий труда, оружия и других предметов очень часто пользовались железом. Имея в своем распоряжении свинец и олово, а медь они доставляли из Страны диаухов, урарты умели делать бронзовый сплав и изготовляли из бронзы различные предметы.
Урартские цари также налагали дань золотом, серебром, медью на подвластные племена. В их сокровищницах в огромном количестве хранились слитки и изделия из различных металлов. В надписях ассирийского царя Саргона II, описывающих добычу, взятую при захвате урартского города Ардини (Муцацир), перечисляется огромное количество разнообразных металлических предметов.
Интересные сведения получили археологи при исследовании мастерской бронзолитейщика - кузнеца в Аргиштхинили (конец VIII в. до н. э.). В этой мастерской были сосредоточены все стадии обработки металла, кроме самой первой, здесь работали как с бронзой, так и с железом. Производили продукцию, которая могла удовлетворять практически все нужды в обычных металлических предметах, необходимых для бытовой и хозяйственной деятельности населения города.
Большим разнообразием отличается глиняная посуда урартов. Обнаружено много изделий красного цвета с лощением. Наряду с простой глиняной посудой встречается и более парадная, украшенная скульптурными фигурками (например, головками быков) или росписью.
Развивалась в Урарту и торговля. Об этом свидетельствуют находки множества предметов иноземного происхождения. При раскопках обнаружены вещи с островов Восточного Средиземноморья, Ассирии, Ирана, Египта, Северного Кавказа. Урартские вещи, главным образом металлические сосуды, обнаружены в Малой Азии, на островах Эгейского моря, в Греции, и даже в Этрурии.
Общественный строй урартов
Во главе урартского общества стоял царь. Археологические исследования свидетельствуют об экономической и политической силе царской власти. Мощные укрепления цитаделей, отделяющие их от территории собственно города, великолепие построек в цитаделях - дворцов и храмов - яркое тому подтверждение.
Наибольший интерес вызывают царские сокровищницы. Например, царская сокровищница Тейшебайни была разграблена во время взятия города, но то, что осталось и было обнаружено в ходе раскопок, говорит об огромных богатствах, хранившихся здесь. Экономическую мощь царского хозяйства показывают размеры складских помещений, находившихся в цитаделях. В Аргиштхинили хранилось не менее 5 тысяч тонн пшеницы, в девяти складах Тейшебайни - не менее 500 тысяч литров вина.
В Урарту государственной власти принадлежало большое количество земель, которые находились в непосредственном ведении дворцового управления и царя. В надписях часто упоминается, что при постройке городов и крепостей цари приказывали производить тут же оросительные работы, сооружать каналы и водохранилища, чтобы превратить ранее пустовавшие земли в земледельческие районы, разбить здесь сады и виноградники. Иногда цари называли эти территории своим именем, чтобы отметить, что эти земли принадлежат царю, то есть являются государственными. Для урартов понятия «царский» и «государственный» были равнозначными.
В эпоху существования сильного государства в Урарту оформилась аристократия, в состав которой входили вельможи, советники, правители областей и военачальники.
Местом обитания военно-административной верхушки города Тейшебайни был большой дом, расположенный в юго-восточной части города. В Аргиштхинили исследовались дома, принадлежавшие знати. Эти особняки состояли из большого числа помещений (до 20) общей площадью до 700 квадратных метров. В городах находились большие храмовые владения. Жрецы пользовались в Урарту большим влиянием. Особенно крупные богатства были сосредоточены в храме бога Халди в Ардини. Этот храм владел большим количеством скота и земли. Урартские цари часто жертвовали в храмы различные ценности, в частности скот. Храмы вели крупную торговлю, что также увеличивало их богатство, широко использовался рабский труд.
Основную часть населения Урарту составляли свободные общинники, жившие большими общинно-родовыми поселениями, сгруппированными вокруг окруженных стенами самоуправляющихся и царских поселений-крепостей. Урартские надписи и титулатура царей объединяют основную массу населения под термином шурели (сурели) - «вооруженный народ» (ср.: инг. «сур» — «вооруженный отряд»). Они несли воинские, трудовые и другие повинности.
Были в Урарту и рабы. Но рабский труд здесь не был широко распространен. Рабов в основном использовали при храмовых хозяйствах и как домашнюю прислугу. Большинство военнопленных и перемещаемого мирного населения в результате походов урартских царей (судя по данным надписей, за каждое поколение сотни тысяч людей) отдавались царю (то есть, государству). Часть военнопленных доставалась воинам. Пленников, передаваемых царю, так же как и в Ассирии, обычно сажали на землю, на новых завоеванных и опустошенных территориях в качестве подданных царя. Они вели индивидуальное хозяйство, отдавая значительную часть продуктов своего труда государству. Пленных воинов часто включали в урартские пограничные части, где простое чувство самосохранения вынуждало их сражаться против врагов Урарту.
Мифология урартов
Пантеон урартских богов возглавлял бог Халди (Алди) - в хурритской мифологии ему соответствует Халалу (Алалу). В средневековой ингушской мифологии - бог вселенной ХIалло. Супругой Халди считалась верховная богиня Урабаини. Изображался Халди воином, стоящим на льве. В посвященном ему храме в Ардине отправляли культ копья и щита. Халди молили о победе над врагом. Все свои победы урартские цари присваивали Халди. В надписях сообщалось, что в военный поход идет Халди, все, что делалось царями, делалось по его приказу.
Вторым по значению урартским богом был Тейшеба - бог грома и молнии, бури и непогоды, водной стихии и войны. В хурритской мифологии ему соответствует Тешуб. В средневековой ингушской мифологии - бог неба, грома и молнии Села. Изображали его стоящим на быке. Супруга Тейшабы - богиня Хуба (соответствует хурритской Хебат). Центр культа Тейшебы находился в Тейшебайни.
Среди верховных богов почитался также бог солнца Шивини (соответствует хурритскому богу солнца Шимиге). Центр культа Шивини находился в Тушпе. Символом Шивини являлся крылатый солнечный диск. Супругой Шивини считалась богиня Тушпуне (буквально переводится как «богиня из Тушпы»). В средневековой ингушской мифологии ей соответствовала богиня Тушоли. Ее изображениями являются крылатые женские фигуры, украшавшие культовые котлы.
Урарты поклонялись также богу луны Шеларди. Его символ - лунный серп. Богом звезды считался бог Сарди, богом земли — Эбани, богиней моря и воды - Суинина (соответствует средневековой ингушской богине воды Хиннана), богом гор считался Арни, богом дорог - Хара, богом пещер -Аирани.
В надписи IX в. до н. э. на скале около озера Ван приведен список 79 богов с указанием полагавшихся им жертв. Цари определяли какому богу какую жертву необходимо принести. В надписи Русы II (VII в до н. э.) сказано: «В этой долине царя Русы, когда кто-нибудь заставит канал оросить что-нибудь, козленок пусть будет зарезан богу Халди, овца - богу Тейшеба, овца - богу Шивини».