Вторник, 2025-12-16, 7:30 AM
 
Начало Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: rmb  
История ингушского народа
rmbДата: Четверг, 2006-12-21, 12:59 PM | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 144
Репутация: 4
Статус: Offline
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

1. Из летописи царя Урарту Аргишти I (785 г. до н.э.)

«Дошел я до страны (термин «страна» здесь, как и в ряде других случаев, означал небольшую область, долину) Биа... до страны Хушани. Выступил я в поход против страны Диди, против города Зуа. Город Зуа, царский город страны Диаухи, я сжег; поставил я надпись в городе Зуа. Пошел я через ворота страны против страны Ашкалаши. 105 крепостей я разрушил, 453 города (в древности часто городами называли укрепленные поселения, иногда представлявшие собой крепости) сжег. Три страны я оттуда отторгнул, их население присоединил к моей стране; страну Када, страну Ашкалаши, страну города Шашилу. 15 тысяч 181 отрока, 2734 мужчины, 10 тысяч 604 женщины, 4426 коней, 10 тысяч 478 голов крупного рогатого скота, 73 770 мелкого рогатого скота я угнал... Моих правителей областей я на месте там посадил. Царя Джабухи я поработил, пощадил я его под условием выплаты дани. Вот какую дань царю Аргишти диаухиец преподнес: 41 мину (мера веса) чистого золота, 37 мин серебра... 10 тысяч мин меди, 1000 верховых лошадей, 300 голов крупного рогатого скота... 10 тысяч голов мелкого рогатого скота. Вот какую дань для страны Диаухи я установил, чтобы она давала ее ежегодно:...( число пропущено) мин чистого золота, 10 000 мин меди...( число пропущено), быков, 100 коров, 500 овец, 300 верховых лошадей... Аргишти говорит: цари, которые пришли диаухийскому царю, я их разгром совершил. За год я завоевал страну Луша, страну Катарза, страну Эриахи, страну Гулутахи, завоевал я страну Уитерухи. Дошел я до страны Апуни...»

2. Надпись на холме Арин-берд об основании крепости Эребуни (Ирпуни) (Современный Ереван). 782 г. до н.э.

«Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, эту величественную крепость построил; установил для нее имя Ирпуни; построил ее для могущества страны Биайнили и для усмирения вражеской страны (Ирпуни был основан в стране Аза, которая была недавно завоевана). Аргишти говорит: земля была пустынной, могучие дела я там совершил. Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, царь могущественный, царь страны Биайнили, царь Тушпа-города».

3. Надпись царя Русы (Руса II), сына Аргишти

«Богу Халди, своему владыке, эту надпись Руса, сын Агишти, воздвиг. Могуществом бога Халди, Руса, сын Аргишти, говорит: земля долины Куарлини была необработанной, ничего там не было. Как мне бог Халди приказал, так я этот виноградник разбил, повелел я там устройство полей с посевами, фруктовых садов, взялся я там за устройство города. Канал из реки Илдаруниа я провел; Умешини имя его. В этой долине царя Руса, когда кто-нибудь заставит канал оросить что-нибудь, козленок пусть будет зарезан богу Халди, овца - богу Тейшеба, овца - богу Шивини...

Руса, сын Аргишти, царь могущественный, царь великий, царь Вселенной, царь страны Биайнили, царь царей, правитель Тушпа-города».

4. Страбон. «География» (I в. н.э.)

«...Так как Диоскуриада лежит в таком заливе, занимая самую восточную точку всего моря, то она считается «впадиной» Евксинского Понта (Черное море) и плавание к ней - самым отдаленным... Эта же Диоскуриада является началом перешейка между Каспийским морем и Понтом и общим торговым центром для живущих выше и соседних народностей. Во всяком случае в этот город собирается 70 народностей (согласно другим, которые вовсе не заботятся о действительности, даже 300). Все они говорят на разных языках, так как живут врозь и замкнуто в силу своей гордости и дикости. Большинство их - это сарматы, но все они кавказцы...

На Иберийской равнине обитает население, более склонное к земледелию и миру, которое одевается на армянский и индийский лад; горную страну, напротив, занимают простолюдины и воины, живущие по обычаям скифов и сарматов, соседями и родственниками которых они являются; однако они занимаются также и земледелием. В случае каких-либо тревожных обстоятельств они выставляют много десятков тысяч воинов как из своей среды, так и из числа скифов и сарматов...

Албанцы больше привержены к скотоводству и стоят ближе к кочевникам; однако они не дики и поэтому не очень воинственны. Они живут между иберийцами и Каспийским морем; на востоке их страна прилегает к морю, а на западе граничит с иберийцами. Что касается остальных сторон, то северная окружена Кавказскими горами (потому что эти горы возвышаются над равнинами и называются, в особенности их части что у моря, Керавнийскими горами), а последнюю сторону образует Армения, граничащая с ней...

Войско они выставляют более многочисленное, чем иберийцы. Именно вооружают 60 000 пехотинцев и 22 000 всадников, со столь многочисленным войском они выступили против Помпея (Римский военачальник)...

Их цари также замечательны. Теперь, правда, у них один царь управляет всеми племенами, тогда как прежде каждое разноязычное племя управлялось собственным царем. Языков у них 26, так что они нелегко вступают в сношения друг с другом...

Как говорят, в горах над Албанией обитают амазонки. Феофан, который сопровождал Помпея в походе и посетил страну албанцев, рассказывает, что скифские племена гелов и легов живут между амазонками и албанцами и что в этой стране протекает река Мермадалида посередине между этими племенами и амазонками. Другие писатели, тоже прекрасно знакомые с этими местами (среди них Метродор Скепсийский и Гипсикрат), утверждают, однако, что амазонки живут в соседстве с гаргарейцами в северных предгорьях тех частей Кавказских гор, которые называются Керавнийскими. Все остальное время (т. е. 10 месяцев в году.) амазонки употребляют только для себя, выполняя отдельные работы, как пахота, садоводство, уход за скотом и в особенности за лошадьми; наиболее сильные из амазонок занимаются главным образом охотой верхом на лошадях и военными упражнениями. С детства у всех у них выжигают правую грудь, чтобы свободно пользоваться правой рукой при всяком занятии и прежде всего при метании копья. У них в ходу также лук, боевой топор и легкий щит; из шкур зверей они изготовляют шлемы, панцири, плащи и пояса. Весной у них есть два особых месяца, когда они поднимаются на соседнюю гору, отделяющую их от гаргарейцев. По некому стародавнему обычаю и гаргарейцы также восходят на эту гору, чтобы совершив вместе с женщинами жертвоприношение, сойтись с ними для деторождения; сходятся они тайком и в темноте, кто с кем попало; сделав женщин беременными, гаргарейцы отпускают их домой. Всех новорожденных женского пола амазонки оставляют у себя, младенцев же мужского рода приносят на воспитание гаргарейцам. Каждый гаргареец принимает любого принесенного ему младенца, считая его по неведению своим сыном.

Река Мермода, с шумом низвергающаяся с гор, протекает через страну амазонок, Сиракену и через всю лежащую между ними пустыню и впадает в Меотиду. Гаргарейцы вместе с амазонками, как говорят, поднялись в эти места из Фемискиры; затем, однако, начали восстание и стали воевать против амазонок вместе с какими-то фракийцами и евбейцами (которые в своих кочевьях доходили до этих мест); впоследствии, прекратив войну, они заключили соглашение на вышеупомянутых условиях: будут общаться друг с другом только для того, чтобы иметь детей, жить же каждое племя будет самостоятельно...

Спускаясь к предгорьям, попадаем в область, расположенную севернее, но с более мягким климатом. Дело в том, что эта область прилегает к равнинам сираков. Здесь живут также некоторые троглодиты, из-за холодов обитающие в звериных берлогах; но даже у них много ячменного хлеба. За троглодитами следуют хамекеты и так называемые полифаги селения исадиков, которые еще в состоянии заниматься земледелием, так как живут не на самом севере...»

5. Отрывок из сочинения Леонти Мровели «Жизнь картлийских царей» (IX в.)

«Прежде всего упомянем, что у армян и картлийцев, ранов и моваканов, эров и леков, мегрелов и кавкасианов - у всех этих народов был единый отец по имени Таргамос.

Сей Таргамос был сыном Таршиса, внуком Иафета - сына Ноева. Был тот Таргамос героем. По разделении языков, когда воздвигали башню Вавилонову, различились и рассеялись оттуда языки по всему свету. Пришел Таргамос со всем племенем своим и утвердился между двумя недоступными человеку горами - Араратом и Масисом. И было племя его велико и бесчисленно, обзавелся он многодетным потомством, детьми и внуками сыновей и дочерей своих, ибо жил он шестьсот лет. И не вмещали их земли Арарата и Масиса.

Страны же той, что досталась им в удел, сии суть рубежи: с востока - море Гургенское, с запада - море Понтийское, юга - море Оретское и севера - гора Кавказ.

Среди сынов его отличились восемь братьев, герои многосильные и славные, которых звали так: первого - Гаос, второго - Картлос, третьего - Бардос, четвертого - Мовакан, пятого - Лек, шестого - Эрос, седьмого - Кавкас, восьмого - Эгрос. И были эти братья героями. Но лучшим из героев тех был Гаос, ибо подобного ему ни телом, ни мощью и мужеством не было ни до потопа, ни после него.

Но не вмещали их земли Арарата и Масиса, и поделил Таргамос земли и племена свои между восемью этими героями: половиной племен и лучшей половиной земли своей наделил он Гаоса, а тем семерым отвел долю каждому по достоинству: наделил Картлоса и утвердил ему рубежи: на востоке - Эрети и река Бердуджи; на западе - море Понтийское; с юга - гора, что тянется от истоков реки Бердуджи, и гора, что пролегает к западу и воды которой текут на север и впадают в Куру, которая течет между гор Кларджети и Тао до моря; и с севера рубежи Гадо, Малая Гора, что отходит ветвью от Кавказа и примыкает к окончанию Гадо, которую ныне именуют Лихи. И все земли между ними дал Таргамос Картлосу.

Бардосу же дал земли к югу от Куры, от реки Бердуджи до слияния Куры и Рахси. Сей Бардос воздвиг город Бардави и утвердился в нем.

А Мовакану дал земли к северу от Куры, от устья Малой Алазани и до моря. Он воздвиг город Мовакнети и утвердился в нем.

Эросу дал страну к северу от Куры, от устья Малой Алазани до Ткетба, которая ныне называется Гулгула. Сей Эрос прежде всего воздвиг город слияния обеих Алазани и назвал его именем своим Эрети. Оттого-то и называется страна эта Эрети. Ныне сие место именуется Хоранта.

Эгросу же дал страну у берегов моря и наметил рубежи: на востоке -Горы Малые, ныне называемые Лихи; на западе - море; на севере -Малая река Хазарети, где примыкают горы Кавказские. Эгрос воздвиг город и назвал его именем своим - Эгриси. Ныне он именуется Бедна.

Земли же к северу от Кавказа не только не были уделом Таргамоса, но не было и жителей к северу от Кавказа. Были безлюдными пространства те от Кавказа до Великой реки, что впадает в море Дарубандское. Потому-то и избрал Таргамос из множества героев двух - Лекана и Кавкаса. Дал Лекану земли от моря Дарубандского до реки Ломека, к северу - до Великой реки Хазарети. Кавкасу - от реки Ломека до рубежей Кавказа на западе».

6. Масуди. «Золотые истоки» (X в.)

«...Масуди говорит: гора Кабх - великая гора, занимающая огромную площадь. Она вмещает много царств и народов. На ней живут семьдесят два народа, каждый из которых имеет своего царя и язык, отличный от других...

Затем следует царство алан, царь которых называется кркндадж, что является общим именем для всех царей, подобно тому как Филан-шах имя всех царей Сарира. Столица алан называется Магас, что означает... (непонятно). Помимо этого города царь владеет замками и резиденциями и время от времени переезжает туда на жительство. Между ним и царем Сарира существуют брачные связи, поскольку каждый из них женился на сестре другого. При возникновении ислама и при Аббасидах цари алан приняли христианство, тогда как до этого они были язычниками. После 320 г. X. они отреклись от христианства и прогнали епископов и священников, которых византийский император раньше им прислал.

Между царством алан и горой Кабх имеется крепость и мост через большую реку. Этот замок называется Аланская крепость. Она построена была в давние времена одним из ранних персидских царей по имени Испандийар сын Биштаспа. Он поставил в этом замке людей, которые мешали аланам доходить до горы Кабх, а у них нет другой дороги, кроме как через мост под крепостью.

Крепость стоит на прочной скале, и нет способа овладеть ею или войти в нее иначе, как с согласия тех, кто находится в ней. Эта крепость, построенная на скале, имеет источник пресной воды, который, сбегая с вершины скалы, выходит к середине крепости. Последняя известна среди крепостей мира своей неприступностью...

Когда Маслама ин Абд ал-малик ибн Марван пришел в эту страну и подчинил ее народ, он поселил известное число арабов в этой крепости, и до наших дней арабы стерегут это место; запасы провианта время от времени доставляются из числа сборов тифлисского пограничья. Между Тифлисом и этой крепостью пять дней пути среди неверных. Даже если бы в крепости был один человек он мог бы помешать войскам всех неверных царей пройти через это место, поскольку крепость как бы висит воздухе и господствует над дорогой, мостом и рекой.

Аланский царь выступает в поход с 30 тыс. всадников. Он могуществен, мужествен, очень силен и ведет твердую политику среди других царей. Его царство состоит из непрерывного ряда поселений; когда утром запоют где-нибудь петухи, ответ им доносится из других частей царства ввиду чересполосицы и смежности селений».

7. Рашид-ад-дин. «Летопись» ( XIII в.)

«...После того в нокай-ил, год собаки, соответствующий 635 г. X. (24 августа 1237 г. - 13 августа 1238 г.), осенью Менгу-каан и Кадан выступили в поход против черкесов и зимою убили тамошнего государя по имени Тукара. Шибан, Бучек и Бри выступили в поход в страну Крым и у племени чинчакан захватили Таткару. Берке отправился в поход на кипчаков и взял в плен Арджумака, Куран-баса и Капарана, военачальников Беркути. Потом в кака-ил, т.е. год свиньи, соответствующий 636 г. X. (14 августа 1238 г. - 2 августа 1239 г.), Гуюк-хан, Менгу-хан, Кадан и Бури направились к городу Минкас (Магас) и зимой, после осады, продолжавшейся 1 месяц и 15 дней, взяли его. Они были еще заняты тем походом, когда наступил год мыши, 637 г. X. (3 августа 1239 - 22 июля 1240 г.). Весною, назначив войско для похода, они поручили его Букдаю и послали его к Тимур-кахалка с тем, чтобы он занял и область Авир».

8. Русская летопись (XIII в.)

«В лето 6785 (1277 г.) поидоша князи в Татары, князь Борис с княгинею и детьми, князь Глеб Ростовьский с сыном с Михаилом, князь Федор, князь Андреи и инии князи мнози. Князь же Борис Василкович разболеса в орде, тамо и представися месяца сентября в 16 день, на память святые мученици Еуфимии. Князь же Глеб плакася веями по брате своем. Княгини же Марья, вземши тело князя своего, с сыном Дмитрием повезе на Русь, и привезе в Ростов, и епископ Игнатии с игумены и попы, пев над ним, положища и в церкви святыя Богородица соборной, на левой стороне, месяц ноября в 13, на память святого отца Иоанна Златоустого, и плакася по нем весь град. Князь же Ростовский Глеб Василькович с братаничем своим князем Костянтином, князь Федор Ростиславичь, князь Андрей Александрович и инии князи мнози с бояры и слугами поехаша на воину с царем Менгутемером, и поможе бог князем русскым, взяша славный град Ясьскый Дедяков зиме месяца февраля в 8, на память святого пророка Захарии, и полон и корысть велику взяша, а супротивных без числа оружием избища, а град их огнем пожгоша. Царь же почтив добре князей русскых и похвалив велми и одарив, отпусти в свояси с многою честью, каждо в свою отчину».

9. Вильгельм де Рубрук. «Путешествие в восточные страны» (1253 г.)

«Продолжение пути от Сарая через Аланские и Лесгийские горы, через железные ворота и через другие места.

Аланы на этих горах все еще не покорены, так что из каждого десятка людей Сартаха двоим надлежало караулить горные ущелья, чтобы эти аланы не выходили из гор для похищения их стад на равнине, которая простирается между владениями Сартаха (Сын Бату-хана.), аланами и железными воротами, отстоящими оттуда на два дневных перехода, где начинается равнина Аркакка. Между морем и горами живут некие саррацины, по имени лесги, горцы, которые также не покорены, так что татарам, живущим у подошвы гор аланов, надлежало дать нам 20 человек, чтобы проводить нас за железные ворота. И я обрадовался этому, так как надеялся увидеть их вооруженными, ибо я никогда не мог увидать их оружия, хотя сильно интересовался этим. И когда мы добрались до опасного перехода, то из двадцати у двоих оказались латы. Я спросил, откуда они к ним попали. Они сказали, что приобрели латы от вышеупомянутых аланов, которые умеют хорошо изготовлять их и являются отличными кузнецами».

10. «Хучбар, сын Довта». Ингушское предание

«В давние времена в горы Ингушетии пришло известие о приближающихся врагах. Они одолели народы, которые встречались им в пути, и теперь двигались по пойме реки Сунжи в ту сторону, где ныне находится селение Сурхохи. Вражеское войско остановилось на отдых на широкой ровной поляне. Шли слухи о том, что враги безжалостны, что они до основания разрушают села, людей убивают, а оставшихся в живых угоняют в плен. Услышав это печальное известие, которое передавалось из уст в уста, тамады и старики ингушских сел собрались на совет. Они решили, что лучше не ждать, пока враги придут в горы, а надо пойти навстречу и дать им бой. В дни войны предводителем народного войска обычно становился всеми признанный Довта Евлоев. И на этот раз старики сказали ему: «Становись впереди, веди за собою людей». Довта ответил: «Оставьте меня, я уже стар. Без помощи людей я не могу ни сесть на коня, ни слезть с него. Найдите себе предводителя помоложе».

Сколько ни просили, Довта отказывался. Тогда старики решили сделать предводителем народного войска Хучбара, сына Довта. Его отцу, Довту, они сказали: «Мы хотим, чтобы военным предводителем нашего войска стал твой сын Хучбар».

«Вы избираете его потому, что он мой сын, но он слишком молод, и я прошу вас не делать из него предводителя», - ответил Довта.

«Нет, - сказали старики, - не потому мы делаем его своим предводителем, что он твой сын, а потому, что он, видимо, научился у тебя военному искусству».

Сына Довты Хучбара всенародно избрали предводителем народного войска. Хучбар собрал всех воинов, разослал вестников ко многим племенам. Отовсюду стали приходить воины. Собралось у Хучбара огромное воинство. Довта на виду у всех передал сыну саблю и знамя предводителя.

Войско двинулось по Ассинскому ущелью. Когда оно дошло до войска вражеского, разгорелся жестокий бой. Врагов было очень много, но воины Хучбара были храбрее. Они сражались без сна и отдыха; бой длился несколько дней. Никто не остался в живых ни от воинов Хучбара, ни от врагов. Поднялся один Довтиев Хучбар, весь израненный и истекающий кровью. Он крикнул: «Есть ли кто в живых, чтобы встать рядом со мною?» Никто ему не ответил. Тогда вновь крикнул Довтиев Хучбар: «Я жив! Жив ли кто из врагов, чтобы сразиться со мною?» Не было никого, кто мог бы ответить ему. Хучбар одною рукою оперся на меч, а другою на боевое знамя и крикнул по-волчьи. Умер Хучбар, но тело его стояло, а руки были на сабле и на знамени. Стоял он как живой, словно желая показать, что его войско победило.

Говорят, что раньше про Довту и Хучбара пели песни».

11. «Кур-Гала». Ингушское предание

«Старики рассказывают, что повыше того места, где в Терек впадает река Арамхи, стояла сторожевая башня. В ней воины поочередно несли охрану. Как только в Дарьяльском ущелье появлялись враги, стражники зажигали на башне огонь, и поднявшийся дым давал знать людям о приближающейся опасности. Недалеко от этой сторожевой башни, там, где теперь находится Эзминское озеро, стояла сильная крепость, в которой жило много людей. В той крепости было и большое войско.

Раз в ущелье появилось вражеское войско. Со сторожевой башни дали знать о приближающейся опасности. Все окрестные жители, сбежавшись, укрылись в крепости, ибо знали, что вражеские воины могли прийти в их края только с целью войны. Авторитетные мужчины решили, что жителям крепости надо либо победить врага, либо же всем погибнуть; врагов слишком много, и против должны подняться все, кто старше пятнадцати лет, и все остальные, кто в силах держать оружие. И еще они решили: «Если случится, что погибнут все наши воины, а враги победят, то женщины должны вместе с детьми броситься в пропасть, а девушки выйти замуж «за огонь».

А что должны делать мы, лишившиеся своих сил? – спросили дряхлые старики.

Вы должны пустить по кругу чашу с ядом, - сказали им, - и пить его, произнося тосты.

Начался бой. Сражающиеся не различали ни дня и ни ночи. Дети по ночам жгли большие сосновые лучины, чтобы врагов было видно лучше. Бой был настолько кровопролитным, что тела врагов запрудили Терек, и он вышел из берегов. Из защитников крепости никто не остался в живых.

Все женщины с детьми бросились в пропасть и погибли на ее дне. Старики сели в круг и, произнося тосты, распили чашу с ядом и померли тоже. Девушки разожгли большой костер, выбрали Мялха Азу, выпили дурманящий напиток и стали кидаться в огонь. Все они сгорели в нем. Прыгая в огонь, девушки говорили, что они выходят замуж за огонь. Оставшиеся враги до основания разрушили все их башни. Из жителей никто не остался в живых».

12. Шереф-ад-дин Йезди. «Книга побед» (XV в.)

Рассказ о набеге Тимура на черкесов

«Победоносное знамя выступило оттуда (из Азака) и двинулось к Кубани. Черкесы сожгли луга, которые находятся между Азаком и Кубанью, поэтому множество скота победоносного войска погибло на этом пути, и оно бедствовало около 7 или 8 дней от бескормья. Переправившись через много рек и болот, они пришли к Кубани и там простояли несколько дней. Мирзу Мухаммед-Султана, мирзу Мираншаха, эмира Джеханшаха и других эмиров Тимур-завоеватель отправил против черкесов и настойчиво приказал им, чтобы они поскорее покорили эту область и вернулись обратно. Царевичи и эмиры, согласно приказанию, выступили в набег, с полной поспешностью направились в ту область и, благодаря помощи Всевышнего и блеску счастья Тимура, властною рукою ограбили весь улус черкесский, захватили большую добычу и благополучно возвратившись, удостоились части целования ковра».

Рассказ о движении пышного поезда Тимура к горе Эльбурз

«Когда мысли Тимура успокоились от дел с областью русских и черкесов, то он со всеми, подобными небосводу, войсками повернул к горе Эльбурз. В это время гнев и горячность царские, вследствие подозрения, которое в действительности не имело основания, отдали приказание убить эмира Османа-и-Аббаса, и такой предводитель погиб из-за подстрекательства нескольких подстрекателей-клеветников. В намерений покорить неверных, знамя, мир завоёвывающее, направилось на Буриберды и Буракана, который был правителем народа асов. На этом пути находились леса. Вырубив деревья и проложив дорогу, Тимур оставил эмира Хаджи-Сейф-ад-дина при обозе, а сам с целью джихада взошёл на гору Эльбурз. В горных укреплениях и защищённых ущельях у него было много стычек с врагами веры и во всех делах победоносное войско его, согласно обещанию «поистине наши войска будут побеждены», одержало победу, многих из тех неверных, предав мечу джихада, отправили в огонь геенны, разорили их крепости, и милостью судьбы для победоносного войска стала несметная добыча из имущества неверных. Возвратясь победоносно оттуда после похвальных трудов и с бесчисленной добычей, Тимур остался в высочайшей орде. Эмир Хаджи-Сейф-ад-дин, остававшийся при обозе, устроил пир и задал царское угощение».

Рассказ о походе Тимура на крепости Кулы и Тауса и другие

«Тимур, снова оставив обоз, двинулся оттуда к крепости Кулы и Тауса. Они также принадлежали к племенам обитателей Эльбурза. У тамошних жителей были крепости и укрепления на вершине горы, и пройти туда было чрезвычайно трудно. Вследствие высоты их, которая была так велика, что у смотревшего мутился глаз и шапка валилась с головы, в особенности крепость Тауса, которая лежала на третьем уступе горы, как гнездо хищной птицы, на такой вышине, что пущенная стрела не долетала до неё. Тимур вызвал несколько находившихся в победных войсках его человек из племени мекритов, которые в ходьбе по горам были так ловки и искусны, что заберутся в любое место, куда только серна может забраться, и приказал им искать и исследовать дороги к той крепости. Они, согласно приказанию, занялись отыскиванием места, где можно взойти и спуститься по той горе, но сколько ни ходили и ни смотрели, совсем не нашли ни одной дороги, по которой можно было бы добраться до этой крепости. Разрешающий трудности ум его величества бросил луч размышления на это дело и после внимательного обсуждения его приказал сделать несколько высоких лестниц, привязать их одну к другой и, поставив их на первый уступ горы, нескольким храбрецам забраться по ним наверх, втащив лестницы, поставить на второй уступ, взойти наверх, снова втащив, поставить на третий уступ горы, на котором находится крепость. Те храбрецы, простившись с жизнью и обнажив мечи, один за другим взобрались по лестницам. Другая группа смельчаков, решившись пожертвовать жизнью, наверху той горы опоясались канатами, концы канатов прикрепили к вершине горы и с огненными мечами спустились до места, находившегося против крепости. Оба отряда согласованно сверху и снизу нападали на крепость. Сколько ни бросали из крепости стрел и камней и сколько ни гибло храбрецов, другие верующие смельчаки, благодаря счастливой судьбе могущественного Тимура, храбро принимались за это дело. Жители крепости, видя эту небесную и земную беду, сверху и снизу опускающуюся и поднимающуюся, оробели и растерялись. Храбрецы победоносного войска овладели этой крепостью и умертвили множество людей из племени иркувун, которые были в ней. Взяв в плен Кулу и Тауса, которые были предводителями той крепости, они убили их. Оттуда победоносное знамя двинулось к крепости Пулада, в которой укрылся Утурку, один из старших эмиров Джучиева улуса. По дороге они один день провели в местности Балкан. Там было столько мёда, что воины брали его столько, сколько хотели. Откочевав оттуда они благополучно отправились дальше. Чтобы вызвать предлог, Тимур написал Пуладу письмо и отправил его с братом Утурку. Содержание письма и послание таково: «Пришли Утурку, укрывшегося у тебя, если же нет, то я приду с бесчисленным войском, которе всё состоит из львов, поражающих врагов». Когда это письмо пришло к Пуладу, то он из-за уверенности в неприступности своей крепости ответил: «У меня хорошо защищённая крепость и средства для войны приготовлены.

Утурку нашёл у меня убежище, и пока у меня душа будет в теле, я его не выдам и, пока смогу, буду защищать и уберегать его». Когда этот ответ дошёл до Тимура, у него вспыхнуло пламя царственного пыла. По дороге туда был такой густой лес, что от множества деревьев и сплетения ветвей туда с трудом проходил даже быстрый ветер. Было издано высочайшее повеление, и войска, подобные судьбе, прорубив лес на три фарсаха, проложили путь и, подняв знамя похода, прибыли туда. Крепость находилась в чрезвычайно недоступном ущелье, и тамошние жители, заняв вход в ущелье и отрекшись от жизни, отчаянно начали сражаться. После многих усилий победоносное войско одолело их и, овладев крепостью, мечом джихада уничтожило многих из этих заблудших. Утурку бежал и ушёл в ущелье горы Эльбурз. Победоносное войско Тимура разграбило и сожгло дома их и взяло бесчисленную добычу. В это время кто-то принёс известие, что три отряда неверных, убежав, взошли на склон горы и стоят там. Тимур двинулся против них, и войска, подобные судьбе, вступив в бой, взяли их в плен и сожгли всех этих обречённых в ад. С правого крыла мирза Мираншах прислал известие: «Мы гонимся за Утурку и вошли в горы Эльбурза в местности Абасе». Тимур благополучно выступил в поход, прошёл через перевалы и ущелья горы Эльбурза и расположился в Аббасе. В этом месте, схватив и связав, Утурку привезли ко двору Тимура, и был издан приказ, чтобы его в оковах держали в заточении. Победоносное войско, ограбив многих жителей этих мест, под сенью победного знамени отправилось назад и прибыло в высочайшую орду. Могущественный Тимур со всеми победоносными войсками несколько дней пробыл в Баш-таке и окрестностях его».

Рассказ о походе Тимура на Симсим и крепости неверных, которые были там

«Тимур-завоеватель стран с победоносными войсками быстрым походом двинулся на Симсим и, благополучно прибыв туда, благодаря возрастающему счастью, овладел всем этим улусом. Мухаммед, сын Гаюр-хана, повязавшись поясом повиновения и послушания, пришёл со своим илем к подножию высочайшего престола и, удостоившись чести целования ковра, вступил в число слуг двора. Другая группа жителей этих мест бежала и, укрепившись в горах, ушла в такие недоступные места, куда и пеший с трудом мог добраться. Тимур лично отправился против них, и, когда взошёл на те горы, победоносное войско, отважно вступив в бой, овладело всеми этими крепостями. Жителей тамошних по приказанию Тимура, связав, сбросили с горы. В той горной области они взяли много владений. Вдобавок к этим трудностям было много мест, с которых ни конному ни пешему нельзя было спуститься, а следовало оттолкнуться и скользить вниз. Поддерживаемый свыше, верующий властитель Тимур, вследствие крайнего желания снискать себе заслугу священной войны, сам подвергался этим ужасам и опасностям. В местах, на которые по непомерной высоте их, даже воображение не в силах забраться, Тимур, благодаря своему счастью и умным распоряжениям, взял в плен и уничтожил неприятелей и овладел крепостями. Один-два дня огонь гнева его так пылал, что сжёг и сухое и влажное, и он разорил и уничтожил все церкви и капища их. Спустившись оттуда, он сделал набег на подножие горы Аухар, и воинам досталась большая добыча. Оттуда Тимур повернул назад и направился к Бешкенту. Эту область он украсил светом правосудия и благодеяния; жители этой местности, пришедшие уже перед тем и заявившие свою покорность, получили пожалование и, удостоившись милостивого взора, освободились от страха и ужаса. Было издано, неуклонное повеление, чтобы воины совершенно не трогали их и не причиняли им ни малого ни большого вреда, дабы всем обитателям мира стало известно, что всё хорошее и дурное, что с ними случится, есть воздаяние и возмездие за их действия и поступки, как это следует из изречения: «Кто сделал добро, то для самого себя, а кто сделал зло, то против себя». Отправившись оттуда, Тимур послал на область Чутур-Казак. Предав всех заблудших, живших в этих великих горах, сожигающему зло мечу, бойцы за веру победоносного войска разорили иль чутур-казакский, овладели большой добычей и захватили также множество мёду. Оттуда Тимур прибыл в местность Бугаз-кум и расположился на зимовье. Все жители области Мамкуту и Гази-кумук покорно и в полном подчинении прибыли ко двору Тимура, заявили о рабском служении и послушании и удостоились царского благоволения...»

 
rmbДата: Четверг, 2006-12-21, 12:59 PM | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 144
Репутация: 4
Статус: Offline
13. Из «Описания Грузинского царства» Багратиони Вахушти

(нач. XVIII в.)

«К вопросу о Кисти. Теперь же начнем описание кавказцев к востоку от Хеви, так как закончили описание западной части. В конце Хеви, где выходит на равнину река Арагва, или Ломеки, к этому Арагви выше поселения Хетадзе присоединяются Кистетская и Дзурдзукская реки. Эта последняя присоединяется с востока, вытекает из Дзурдзукии и Пшав-Хевсуретии, которая есть Пховели, между Кавказом, течет с юга на север и слегка на северо-запад. Длиной она от Кавказа до Ломеки. Где же соединяются эти две реки, там между ними лежит Джариехи, скала большая, окружающая большую долину, утесистая, и этим она весьма крепка, и построена там башня большая со стеной подобно крепости. И выше этой реки, в ущелье, выше этого Джариехи расположена страна кистов, имеющая поселения и строения.

К вопросу о Дзурдзукии. Опять же южнее этого, выше Кистети, расположена Дзурдзукия, имеющая строения и поселения, те и другие с башнями. Эти ущелья ограничиваются: с востока Кавказом, расположенным между Кист-Дзурдзуки и Глигви; с юга Кавказом, расположенным между Пшав-Хевсуретией и Дзурдзуки; с запада Кавказом, расположенным между Кист-Дзурдзуки и Хеви; с севера Кавказом, расположенным между Черкесией и Кистети. И проходят дороги из Кист-Дзурдзуки через эти Кавказы в Хеви, Пшав-Хевсуретию, Глигвети и Черкесию.

К вопросу о Глигви. А с востока этой Кист-Дзурдзуки расположен Глигвети, так наименованный от Глигоса, внука Дзурдзукоса, или названные так за неодетость, река которой вытекает из Кавказа, идущего между Пшавией и Глигви, и течет с юга на север и присоединяется к... (пропущено) реке, а потом присоединяется к Борагнской реке. На этой реке расположен Ангушт, поселение большое. И застроено это ущелье строениями и поселениями. И ограничивают Глигви: с востока гора, расположенная между Глигви и... (пропущено); с севера гора, расположенная между Глигви и Дзурдзуки. А жители Ангушта похожи на черкесов, религией магометане, сунниты. А к востоку от этой Глигви расположено... ущелье, река которого вытекает из Кавказа, расположенного между ней и Панкиси, течет с юга на север, присоединяется к Глигвской реке и потом обе присоединяются к Борагнской реке с запада. И это ущелье также имеет строения и поселения. И ограничивают ее: с востока Кавказ, расположенный между Тушетией и этим ущельем; с юга Кавказ, расположенный между ним и Панкиси; с севера гора Черкесская, расположенная между ним и Черкесией; с запада гора, расположенная между ним и Глигви. Но эти ущелья, которые мы описали, первоначально назывались все они Дзурдзукией, ныне же разделяются так.

Но эти ущелья весьма крепки и недоступны врагам, гористые, скалистые, тесные, с реками и лесами, скудные и неурожайные, с малым количеством скота, какою мы описали Осетию. Также людей верой, религией, нравом, повадками, обычаями считают подобными осетинам. Но имеют язык свой собственный, и женщины их одеты иначе. И не ведают убийств и мстительности между собой, кроме как случайной, вообще же мирятся по рассуждению дела их стариками. И также они совестливые, в отличие от осетин, мужчины и женщины. Но в обычае у них двое- и троеженство-История. Когда же пришел Кавкасос в доставшуюся ему в удел страну и поселился в этой стране, и овладел ею, и сыновья его и внуки его размножились и были покорны мцхетскому мамасахлису, а некогда были отложившимися и врагами, как описали, до выступления хазарского царя. А когда же выступил хазарский царь, дал страну эту Урбаносу, сыну своему, который назвал ее Осетией, и пленников райских и армянских. Тогда пришел Урбанос с теми пленниками, обосновался сам и пленных тех поселили здесь, на этой равнине. Дзурдзукос же, сын Таргамоса, который был самым именитым среди всех сыновей Кавкасоса, вступил этот Дзурдзукос в Кавкасию и нашел место весьма крепкое; построил город и назвал именем своим Дзурдзуки, а дань давал хазарам. И стали называть после того Дзурдзукией ущелья, расположенные восточнее Хеви, а расположенные западнее Хеви стали называть Кавкасиани, или Двалети, в которых обосновались некоторые из сыновей и родичей Кавкасоса. И пребывали все в покорности Дзурдзукосу, а после него - его потомкам, а эти последние были покорны мцхетскому мамасахлису, вплоть до первого царя Фарнаоза. Фарнаоз же привел родственницу Дзурдзукоса, женщину из Дзурдзука, и сам женился на ней и этим большей частью вновь покорил Дзурдзукию. А после Фарнаоза-царя, как показывает история, находились в подчинении и платили дань грузинским царям Дзурдзуки, Хеви, Двалети, область, лежащая выше Касрис-Кари. Другие же подчинялись осетинским царям. А во время нашествий татар Чингис-хана, а более того Батыя и Орхана, были истреблены и опустошены города и строения их, а царствование осетин превратилось в правление владетелей, и бежали осетины в эти Кавкасии, и большинство областей опустело, какой является и ныне Черкесия. И опять же после пришествия Лангтемура и взятия Константинополя стали притеснять осетин - с одной стороны Татархан (крымский), а с другой - Лангтемуровы магометане-кочевники, и бежали осетины в Кавкасию, и завоевали они родичей кавказцев, которые суть двальцы. И после этого Осетия стала называться Черкесией или Кабардией и из-за нашествий разделилась и превратилась во множество княжеств. Также при разделе Картлии на три царства Хеви и Двалети остались за грузинскими царями, и эти места платили дань до сегодняшнего дня царям грузинским и их владетелям. А Дзурдзук-Кистию считают своей кахетинцы, а также Глигвию. Но глигвинцы никому не должны были платить дань и больше подчиняются черкесам. Также и другие осетины. Но Дигор слегка подчиняется рачинским эриставам, ибо владеет Рача Дигором. И до сегодняшнего для это так, а в будущем как будет, Бог ведает».

14. Ракович Д. В. «Прошлое Владикавказа» (Владикавказ, 1911 г.)

«Основание Владикавказской крепости совпадает с эпохою решительного сближения России с Грузией.

Как хорошо всем известно, 24 июля 1783 года в Георгиевской крепости, ныне заштатном городе Терской области, был подписан акт чрезвычайной важности, решивший навсегда судьбу грузинского народа и давший впервые твердую опору России за горами Кавказа.

Вступление Грузии под покровительство России выдвинуло тогда же на первую очередь вопрос об удобном и безопасном сообщении Кавказской линии с Закавказьем. С этой целью между Моздоком и подошвою Главного хребта было построено в 1784 году на правом берегу Терека несколько укреплений. Первое из них от Моздока названо было Григориополисским, второе - Кумбелей, третье - Потемкинским, самое же южное, замыкавшее вход в теснину Терека, получило громкое название Владикавказа, в честь владычества над Кавказом. Конечно, Кавказом оно владеть не могло, но было первым шагом к этому.

Известный бытописатель Кавказа прошлого столетия Бутков говорит, что раньше, до прихода русских, на этом месте расположено было ингушское селение Заур.

Сами осетины своим наименованием Владикавказа - Дзауджи-Кау - подтверждают как бы справедливость показаний Буткова, т.к. Дзауар - есть имя собственное Заур, а Кау - значит селение; иначе селение Зауpa. Никак нельзя согласиться с тем, что на месте нынешнего Владикавказа раньше стоял осетинский аул Капкай, так как земля эта с незапамятных времен принадлежала ингушам, и они ни в коем случае не позволили бы поселиться здесь враждебному им племени.

Осетины появляются около Владикавказа в год учреждения крепости, согласно призыва кн. Потемкина, обращенного ко всем горским племенам, бросить грабежи и разбои и заняться мирною жизнью под охраною крепостных верков.

С какого времени Владикавказ стал именоваться у туземцев тюркским именем Кап-Кой или Кап-Кей, переделанное русскими в Капкай, установить мне, к сожалению, не удалось. Одно могу сказать, что Капы - значит ворота, проход, Кой или Кей - селение. Название, указывающее на то, что Владикавказ расположен при выходе дороги из ущелья на плоскость.

Освящение Владикавказской крепости последовало 6 мая 1784 года.

В начале своего существования она исключительно имела назначением служить в числе других укреплений охранным пунктом нашего пути сообщения с Грузией и представляла собой не более как военный пост, носивший в то время название Владикавказского.

В том же году крепость была снабжена двенадцатью пушками.

О своих мероприятиях по обеспечению единственного пути в Грузию Потемкин не замедлил донести в Петербург и в то же время ходатайствовал об отпуске известной суммы денег на постройку церкви в крепости Владикавказской.

Императрица Екатерина II в своем указе от 9 мая 1785 года на имя правящего должность генерал-губернатора Саратовского и Кавказского (кн. Потемкин) повелевала:

«В построенной крепости при входе в горы Кавказския позволяем Мы соорудить церковь православного Нашего закона, употребив на оную и на украшение ее оставшиеся в Кизляре из суммы на приласкание кумык и прочих народов определенной; при том наблюдать, чтобы духовенство в церкви и крепости, при входе в горы построенной, не употребляло народам тамошним притеснений или принуждений».

В указе императрицы Екатерины II имени Владикавказа не упоминается, но речь, несомненно, идет о нем, так как никакой другой крепости «при входе в горы Кавказския» не было.

Интересно наименование той суммы, из которой отпущены были деньги на построение крепостной церкви, ныне старого собора; она называлась: «суммою на приласкание кумык и прочих народов».

Нужно здесь пояснить, что все наши сношения в те времена с горскими народами носили характер каких-то мирных переговоров и договоров, причем Россия всегда являлась как бы данницею не только дагестанских и иных ханов, но даже и мелких горских племен, старшинам которых платили жалование, поддерживая тем в них алчность и возбуждая в других зависть и стремление набегами вынудить Россию платить «дань» и им.

Только при Ермолове прежняя система подкупа и задариваний сменилась системою строгих наказаний.

Учреждение военных укреплений и редутов в местах, обитаемых племенами горцев, привыкшим ко всякого рода разбоям и грабежам, сильно встревожило их аулы. Новая же крепость Владикавказ, произвела среди кабардинцев большие волнения. На многочисленных их собраниях не раз поднимался вопрос взять открытою силой укрепление и перерезать весь гарнизон. Но вид грозных крепостных орудий сильно умерял их пыл.

Заложение оборонительной линии от Моздока к подошве Кавказа вызвало крайнее неудовольствие и у чеченцев, так как она преграждала тот путь, по которому они получали невольников из Грузии и препровождали их на продажу в Эндери и Анапу.

Соединяясь с другими горцами, принимавшими участие в этом выгодном торге, чеченцы делали непрерывные нападения на новую дорогу, грабили казенный транспорт и торговые караваны. В 1785 году разразилась на кавказской линии гроза: появился в Чечне проповедник нового мусульманского ученья, взволновавший весь затеречный край.

Борьба с Шейх-Мансуром потребовала сосредоточения всех наших наличных сил, которыми мы располагали на линии. Гарнизоны, занимавшие укрепления от Моздока и до Владикавказа включительно, по своей малочисленности не были в состоянии предохранить дорогу на Грузию от нападения чеченцев; вследствие этого, в 1786 году решено было бросить недавно возведенные укрепления: Потемкина, Кумбелей, Григорополисское и Владикавказское, а находившиеся в них команды вывести на кавказскую линию, строения же взорвать и предать огню.

С уходом войск положение осетин, поселившихся около Владикавказской крепости, среди враждебно к ним настроенных ингушей и кабардинцев, сделалось невыносимым, и они, побросав свои сакли, спешно поднялись в горы.

Оставление без всякой защиты пространства между Моздоком и входом в ущелье р. Терек отдало в полную власть горцев также и самый путь в Грузию. События показали ошибочность решения, принятого в 1786 году; Грузия, утесняемая со всех сторон, просила постоянной поддержки.

Назначенный главнокомандующим Грузии князь Цицианов со свойственной ему энергией принялся за дело. В 1803 году была возобновлена крепость Владикавказская и ряд других укреплений, соединивших ее прочно с Моздоком.

В этом же году осетины снова спустились с Тагаурских гор и поселились уже навсегда около валов южного фаса крепости. Одновременно с этим между Владикавказом и Дарьялом были поставлены редуты для защиты проезжающих, и в числе их земляной редут «Новый», нынешний Редант, излюбленное место для увеселительных поездок владикавказцев».

15. П. С. Паллас. «Заметки о путешествии в южные наместничества Российской империи в 1793 и 1794 гг.». Т. 1. Лейпциг, 1799

«Все три народа говорят приблизительно одним языком, который не имеет ни малейшей схожести ни с одним известным наречием, кроме употребительного в Тушетии, и мы за первые сведения, которые имеются во всеобщем словаре, должны поблагодарить высокоблаженную императрицу.

Это племя внимательный Гюльденштедт определил, собственно, под одним названием мизджеги или кисты.

Они, по-видимому, являются остатками собственно алан.

В большой части извлеченной из морского журнала (перипла) Ариана и Скимнуса Хиуса Таврическому городу Феодосия прилагается алано-таврическое имя Ардауда, которое в аланском должно означать семь богов.

Это имя в сегодняшнем кистинском языке имеет то же значение.

Уар в этом языке означает семь, а дада означает отец или бог, также, как Таут и сегодня является именем бога у огнепоклонников вокруг Баку.

Ни в одном другом кавказском языке нет счетного слова семь, соответствующее звукам ар или yap».

16. Посещение Морисом Энгельгардтом Галга-Ингушей.

Из книги «Путешествие в Крым и Кавказ фон Энгелъгардта и Фридриха Паррота». Берлин, 1815

«Около версты от места нашего отдыха долина переходила в широкую чашу, которая ограничивалась высокими, тогда заснеженными горами. У их подножий, по сторонам ущелья и на склонах низменных гор, лежат ингушские деревни, которые издали похожи на маленькие города, потому что среди большинства закрашенных каменных домов поднимаются несколько высоких пирамидальных башен и частью окружаются стеной.

На плоско-холмистом дне долины пашни и луга сменяют друг друга.

Здесь часть моего конвоя повернула восточнее, к видной деревне Таргим, чтобы уведомить тамошних жителей о мирном послании, а я с остатком поскакал западнее, в Агикал.

В некотором отдалении от дома, в котором мы должны были переночевать, я с переводчиком подождал, пока мой проводник сообщал своему родственнику о визите, затем нас с радушием встретили.

Между тем как нам была торжественно обещана полная безопасность и защита, у каждого гостя взяли лошадь и оружие, и нас вместо дома повели на плоскую крышу нижнего этажа, который составлял половину верхнего, как и тот другого.

Такое здание кажется составленным из трех нагроможденных друг на друга каменных кубиков, которые одной стороной образуют ступенчатую площадку, а другой - прямые и гладкие стены, от плоской крыши к другим ведут лестницы (ступени, которые переплетены прутьями), легкие мосты, которые можно убрать, чтобы защитить любую часть.

Рядом с домом стоит башня высотой от 8 до 10 саженей, куда во время вражеских нападений прячутся женщины, дети и запасы.

Она имеет бойницы, а к ее двери можно добраться только по лестнице. Среди нескольких домов также возвышается башня, которая обычно служит для зернового склада, но не обмолоченный хлеб, также как и сено и солома, я видел в особых ограждениях рядом с жилым зданием.

После того как мы полчаса посидели на крыше нижнего этажа, мы поднялись на второй, где в углублении каменного пола был разведен огонь и мне было приготовлено из соломы и войлочного одеяла подобие дивана.

Тут же два сына хозяина завели вовнутрь большого барана, поставили перед огнем, и их отец объявил обществу в длинной речи, сопровожденной оживленной жестикуляцией: «Баран родился в тот день, когда родственник оставил деревню, он тогда обещал кормить барана до его возвращения и ему доставит радость наконец после двух лет смочь угостить этим животным своего друга и остальных гостей», при этом он, немного наклонив голову, положил правую руку на грудь, а другой приподнял шапку. Барана должны были сразу увести, но мои ингуши согласились на это только после того как они как следует полюбовались им и похвалили хозяина.

В его отсутствие, во время которого в женской комнате нижнего этажа готовилась еда, также восхвалялось гостеприимство ингушей, их щедрость к родственнику, который по их просьбе может получить лучшую лошадь его хозяйства, но за это при ответном визите ему должны дать также что он пожелает.

Осетин, который был со мной, также предпочел своему народу ингушей, потому что ингуши были зажиточнее, общительнее и щедрее, чем те, и я по своему опыту на Тереке должен был согласиться с ним. Так, там я нашел жилище так называемого мурзы Ларса - хуже, грязнее и беднее, чем рядового ингуша в Агикале в Абани, недалеко от истока Терека, мой осетинский хозяин и его семья пожирали овцу, которую мы купили у него за высокую цену, а здесь ингуш, который добровольно поставил на стол лучшее, что он имел, не участвовал в еде, так как он заботился о том, чтобы каждый гость насладился по возможности более и обслуживался хорошо сыновьями, которые разрезали мясо на маленькие кусочки, с тем, чтобы каждый мог с удобством пользоваться своими пальцами. Приготовление еды и поведение до и во время еды мало отличалось от осетинского метода. Здесь, также как и там, прежде обносилась вода для мытья рук, затем подавали мясо в большом плоском блюде из дерева, выпивали бульон, в котором оно варилось, который держался теплым над огнем в железном котле, но курдюк, которым набит крестец и ляжка здешнего барана, как величайшее лакомство едят напоследок.

Я справился, где были куплены железный котел и большой медный, который состоял из толстых заклепанных пластин, и получил неудовлетворительный и, конечно, неверный ответ, они были очень старые, вероятно их изготовили сами предки.

Но еще поразительнее, чем эта утварь была большая деревянная кровать, совершенно необычная мебель на Кавказе, которая здесь не использовалась (я подозреваю, что русские солдаты, дезертировавшие из Владикавказа и пробывшие в Галга несколько лет, были изготовителями этой кровати)».

17. «О прошлом Назрани». Ингушское предание

«Шоа, сына Кинды, женили на дочери Соска Солсы. Затем, по прошествии от Кинды шести поколений, родились три брата: Эга, Хамхи и Таргим. Они поселили на своих землях людей и заставляли их платить дань. Со временем трое братьев разделились. Один ушел жить в Таргим, другой - в Хамхи. Эга как старший остался на месте. Затем размножилось их потомство и потомство поселенных ими людей. Жить им вместе стало тесно.

Трое знаменитых братьев сделали своим четвертым братом Евло. Прошло время, и потомки этих четырех братьев собрались вместе и стали решать, что делать, ибо жить им стало очень тесно. Договорились они и переселились жить в Ангушт. Там они прожили определенное время. Вскоре люди решили поселиться на том месте, где теперь находится город Назрань, так как эта земля была тогда свободна, а жившие там когда-то черкесы еще ранее покинули ее и ушли далеко. «Как мы поселимся в Назрани? - стали думать люди и порешили: - Мы не сможем обосноваться, если не заручимся защитой Магомета-хаджи». Магомет-хаджи был имам, пришел он с востока, жил в Дагестане. За ним стояло много людей. Выселяющиеся на новые места люди выдвинули своим предводителем Мальсагова Карцхала, сына Орцхо, и сказали ему: «Трудись для нас».

Потрудился Карцхал и привел Магомета-хаджи с войском, который сказал людям: «Основывайте село на этом месте. Если кто нападет на вас, тому от меня будет больно». Пожелав благ, Магомет-хаджи и его воины ушли.

В честь этого события люди произвели обряд заклания белого быка. Бывшие при этом заклании вернулись в Ангушт и сказали: «Мы теперь имеем право основать свое село». Люди не желали выселяться, так как боялись. Тогда провели совет страны и выбрали восемь родов, а от каждого рода по жребию отделили по десять дворов. Всего набралось восемьдесят дворов.

Они поселились по долине, идущей от башни Овлурга, и основали Назрань. Мирно прожили они там три года. Этим временем туда подселились дворы из именитых людей, и стало в селе более ста дворов. Как-то войско Магомета-хаджи - он сам не был с ним - шло в поход на Кабарду. Оно остановилось в Назрани. Воины его убили одну женщину и одну лающую на них собаку. Потом войско ускакало в Кабарду. На обратном пути войско вновь вошло в село. Привязав своих коней, воины расположились обедать. Когда все они были заняты едой, Карцхал и молодежь села выбежали из своих домов и стали избивать их. Назрановцы разогнали все войско Магомета-хаджи.

Воины, уходя, захватили и ограбили село Батоко-Юрт. Двигаясь оттуда, они погнали впереди себя всю скотину, что паслась близ Назрани. Тогда жители Назрани бросились им в погоню, вновь побили их воинов и отобрали все, что у них было. Остатки воинов назрановцы прогнали через те места, где сливаются реки Яндырка и Сунжа.

Вернувшись к себе, войско стало жаловаться Магомету-хаджи: «Ты сделал плохо для нас, посадив нам в засаду клыкастого кабана». Услышав это, Магомет-хаджи поклялся: «Создавшим меня богом клянусь, что взрослых мужчин перебью, остальных уведу в плен, а Назрань развею в прах и пущу по ветру!»

Магомет-Хаджи собрал воинов от всех народов, что живут вокруг, начиная от моря и до гор, и двинулся на Назрань, чтобы завоевать ее. Начиная от мавзолея Борга-каш и почти до Назрани тянулось его войско. За Магометом-хаджи было столько людей, что негде было упасть брошенной вверх шапке.

В те времена вокруг Назрани были большие леса. Сквозь них не мог продраться и олень. Леса простирались по всей Сунже.

Лишь забрезжил рассвет, глянули люди и увидели большое войско от мавзолея Борга-каш и далее от него.

Сразу же собралось все село. Затем молодежь попросила Карцхала: «Когда войско войдет в село и начнут плакать и причитать наши женщины и дети, мы не сможем сразиться. Дай нам пойти навстречу врагам и с честью погибнуть».

Заплакал тогда Карцхал: «Неужели Назрань, что мы основали, надеясь на хорошую жизнь, должна обагриться нашей кровью и развеяться по ветру?» Он разрешил молодежи выступить против врага.

Защитники пошли по пойме Сунжи и притаились на склоне горы. В это время Магомет-хаджи и стоявший рядом с ним князь Шу обдумывали, как лучше направить войско на село. Среди вышедшей защитить свое село молодежи был старый охотник Чомак, сын Чожа. Он крикнул врагам: «Везде, где есть овраги или лощины, мы сожжем вас серным синим пламенем». Затем он выстрелил и уложил князя Шу, который стоял вблизи Магомета-хаджи. Со склона молодежь стала палить по вражескому войску. Все выстрелы молодежи достигали цели, выстрелы же врагов ее не достигали. Защитники сидели словно в башнях.

Поняв, что им не одолеть напавший отряд, войско врагов разделилось на три части и за час до восхода солнца ринулось в село.

В селе на четырех сваях стояла башня Тоды. В ней засели Карцхал и другие люди - всего восемь человек. Они стали стрелять из башни. Ответными выстрелами враги убили из них четверых. Оставшиеся в живых телами убитых закрыли все проемы башни и высыпали весь порох на разостланную бурку. Двое заряжали ружья, Карцхал и еще один стреляли по врагам.

Из одной землянки тоже велся огонь по врагу. Это стрелял Ботка, сын Акбе, родом из Зауровых. Не видя возможности победить и находясь под двойным обстрелом, нападающие притаились у заборов, сараев и под сапетками. Они сумели поджечь башню. Из нее выпрыгнули трое и остались невредимыми.

В этом селе в землянке жил слепой Тиймаж. «Наверное и в ней затаился какой-нибудь кабан», - подумал один из врагов и сунул голову в землянку.

Тиймаж наугад ударил его топором по голове и убил.

Этим временем стемнело. Тогда враги покинули Назрань. Из защитников погибло тринадцать человек, остальные стали готовить оружие и порох. «Завтра в бою все погибнем», - думали они.

Перед рассветом Карцхал послал людей в разведку в разные стороны, чтобы узнать, откуда враг начнет нападать. Посланные в одну сторону привели семерых пленных, посланные в другую привели троих пленных. Оказывается, враги воспользовались темнотой и удрали, сняв осаду, остались лишь те, кто заблудился в лесах.

Когда Магомет-хаджи собирался в поход, он говорил: «Я завоюю Назрань». Тогда сидевший рядом с ним муталим, говорят, сказал: «Я дам свою голову на отсечение, если услышу, что Назрань покорена».

После позорного ночного бегства вражеское войско проходило через село Фарта. В нем жила красавица Ака Тотам. Она спросила об их делах у Магомета-хаджи и его воинов. Не ответив на ее вопросы, они молча ушли своей дорогой. Стала она расспрашивать у воинов второго отряда. Но и они не дали ей ответа. В третий раз она спросила у одинокого всадника:

-Что получилось у вас? Почему воины ваших отрядов идут с опущенными головами?

Всадник ответил ей:

-Не одолели мы противника. Отовсюду, где были овраги или лощины, нас выжигали серным синим огнем. Клянусь тебе, из наших ста восьмидесяти арб ни одна не возвращается, чтобы в ней не лежал хотя бы один убитый или раненый.

Враги ушли. Вскоре наибы имама создали новый отряд и двинули его на Назрань. Теперь враги имели пушку, сделанную из дубового ствола, обитого железными обручами.

Со звуком «хар-р-р» вылетали ядра и, не долетая до Назрани, скатывались в низины. От их шума, а он становился все громче, люди проснулись и вышли из своих домов. Назрановцы собрались и вновь отбили врагов.

Время шло, Карцхала не стало. Отцом Назрани теперь стал Гейтий, сын Бятара. Он пошел и привел русское войско, и заложил крепость с пушками. Назрань укрепилась. Русские стали прибывать и основали в стороне от Назрани город Владикавказ...»

18. Российско-ингушский договор 1810 г.

Присяга на верность России, данная некоторыми ингушскими обществами

«По взаимному и обоюдному е.и.в. всероссийского г.и. ген.-м. и кр. Владикавказской коменданта Дельпоцо и всего ингушевского народа соглашению, мы нижепоименованные 6-ти фамилий ингушевского вольного и никому не подвластного народа, лучшие и почетнейшие люди, с каждой фамилии по 10-ти человек, с доброй нашей воли и общаго согласия между собою условились и согласились е.и.в. Всероссийскому г.и. вступить вечно на верность подданства и обладание нами, на условиях и обязанностях следующих:

1. Отныне впредь на вечные времена, мы, ингушевский вольный и ни от кого не зависимый народ, считающийся в родах 6-ти фамилий: Торгимова, Цельмембохова, Агиева, Картугова, Яулурьева и Хамхоева и потомство наше е.и.в. всероссийскому г.и. Александру Павловичу и его наследнику, кто назначен будет, поступаем добровольно в совершенное верноподданническое состояние и при том обязуемся:

2. Всех врагов российскому престолу е.и.в., почитая за таковых здешних окружающих нас мухаммеданского закона народов, мы должны считать равным образом и своими врагами и без ведома и позволения здешнего начальства российского мир заключать с оными отнюдь мы не должны; в противном же случае, если мы сами собою с оными мир заключим, тогда должны мы сами почитаться врагами России и за то подвергаем себя справедливому наказанию от российского начальства.

3. Во всякое время, когда российскому начальству востребуется надобность против здешних народов с российским войском действовать неприятельскою рукою, тогда обязаны мы давать оному от себя из общества нашего 1 000 человек хорошо вооруженного помощнаго войска, с тем условием, чтобы оное до окончания действия было довольствовано провиантом на основании российского солдата, взятая же от общего неприятеля нашего нами всякого рода добыча предоставлена бы была в нашу пользу неотъемлемо.

4. Все те народы здешнего края, которые с Россиею в дружбе, согласии и в подданстве оной находятся, мы должны признать за наших друзей и приятелей и отнюдь с оными не иметь никаких враждебных поступков, исключая частные некоторые малозначущие ссоры, о коих удовольствия должны искать не сами собою, но чрез здешнего российского начальника; в противном же случае кто будет управляться сам собою, тот должен быть наказан по российским законам.

5. Если... неприязненные России народы где ни есть будут прокрадываться воровскими партиями с намерением учинить на российские обозы и команды, проходящие по Грузинской дороге, нападение и сделать грабежи и разбои, а мы о том получим сведение, тогда должны мы тотчас давать знать находящемуся у нас российскому начальнику и ближайшему, а буде при нападении оными на русских услышим пушечные выстрелы, тогда равным образом, дав знать находящемуся у нас начальнику, сами обязаны тотчас скакать к тому месту на встречу сих разбойников и стараться, не щадя своей крови и жизни, поражать оных, отнимать отбитую ими у русских добычу и доставлять оную к ближайшему от оного места российскому начальнику.

6. Ежели случится, что кто ни есть из наших, с теми разбойниками согласясь для содействия злаго их намерения вообще, пропустят умышленно чрез нашу землю и о том по следствию откроется правда, тогда виновников сего поступка должны мы выдать начальнику российскому в кр. Владикавказскую беспрекословно.

7. Ежели из нашего общества кто ни есть осмелится убить российского солдата, купца и другого какого звания российского верного подданного, тогда обязаны мы виновников всемерно стараться отыскать и отдать в руки российского начальника в кр. Владикавказскую; ежели же оные в скором времени куда-либо уйдут, тогда отдать все их семейство и имущество.

8. Если кто ни есть из нашего общества всякого звания российских людей ограбит и ранит или не ограбит, а ранит, с оными поступить на том же основании, как и за убитого.

9. Если кто ни есть из нашего общества будет передерживать у себя чеченцев и прочих неприязненных России народов людей, умышляющих против России зло, и сам на то будет с ним согласен и от того сделает вред и о том будет открыто, тогда того передержателя и соучастника в злоумышлении отдать в руки российского начальства; а если он убежит, все его семейство и имущество.

10. Отныне впредь навсегда мы и потомство наше обязуемся: кабардинцам, чеченцам и прочим здешним мухаммеданского закона народам податей отнюдь никаких не платить (как было до сего), а ежели против сего преступим и будем давать подати оным, тогда российское начальство имеет с нами поступить яко с врагами своими.

11. Со времени заключения нами сего обязательства и на вечные времена мы и потомство наше обязуемся к проповедыванию и введению у нас мухаммеданского закона эфендиев, мулл и прочих особ духовных мухаммеданских отнюдь не принимать, не допущать и мечетей не строить, а ежели против сего преступим, тогда российское начальство имеет поступить с нами яко с врагами своими.

12. Всех родов здешних окружающих нас народов людей, приезжающих к нам с возмущением, чтобы мы от подданства и верности российскому государю отступили, сделались с ними союзниками и при том России врагами или с приглашением против русских на воровство и разбои, таковых мы обязаны тотчас же переловить и доставить в руки российского начальства. А ежели сего не исполнится и причинится вред России, тогда должны мы всемерно стараться отыскать соучастников наших в сем злоумышлении и выдать оных в руки российского начальства; если же и сего не исполним, тогда подвергаем себя все без изъятия наказанию яко изменники и нарушители общаго спокойствия.

13. С теперешнего нашего жительства, находящегося при урочище, именуемом Назран, без позволения российского начальства мы отнюдь не должны никуда переходить и переселяться не только все, но даже и малым количеством семейств, а если против сего явим себя ослушниками и преступниками, то подвергаемся за то строжайшему наказанию.

14. Если бы случилось, что по легкомыслию своему все вообще нарушили сделанную нами в верноподданической обязанности г.и. клятву и сделались чрез то изменниками и бунтовщиками, тогда начальство российское имеет справедливость поступить с нами точно так, как с своими неприятелями.

15. Для защищения нашего от внешних врагов наших, по милости главного начальства здешнего, мы принимаем в селение свое часть российского войска, какая к нам будет поставлена, на которую провиант возить из кр. Владикавказской, дрова доставлять к их жилищу, больных солдат отвозить в кр. Владикавказскую мы обязуемся сами собою, на своих подводах, без платы.

16. Коль скоро будет поставлено к нам российское войско, для защищения нашего от внешних наших неприятелей, с тем, что оное останется у нас навсегда, то вместе с тем тогда же должны мы сами для построения жилищ оному войску доставить потребный на оные строевой лес и прочие надобности на собственных наших подводах, без всякой заплаты.

17. Российскому войску, у нас находящемуся, отнюдь не должны из нас никто причинять никаких обид, притеснений и озлоблений, равно и оное нам таким же образом; в противном же случае как той, так и другой виновники должны быть наказаны, смотря по вине, без понаровки.

18. Если бы случилось против чаяния, что команде сего войска изъявляли мы неприязненность общую, похожую на заговор нашего возмущения, и причинится чрез то вред, тогда со всеми нами поступить яко с неприятелями России.

19. Чтобы сохранить нам всю силу сего акта и соблюсти верность е.и.в. всемилостивейшему государю нашему, российскому императору, наследнику е.и.в., кто назначен будет и интересам и пользе е.и.в. принадлежащим, к общему спокойствию и благосостоянию нашему поставленным, мы, нижепоименованные лучшие и почетнейшие люди, с каждой фамилии по 10 чел., по обычаю нашему, по особому присяжному листу, пред всемогущим Богом небесным и почитаемым нами за святость кумиром, находящимся в горах, именуемым Гольерд, утверждаемся клятвою, и наконец.

20. В залог твердейшей нашей верности к российскому престолу мы отдаем еще из оных наших 6-ти фамилий, по выбору российского начальства, в кр. Владикавказской находящегося, лучших, почетнейшихи сильнейших семейств 6 человек аманатов на казенное содержание, которых и переменять чрез каждые 4 месяца, а при случае болезни оных и прежде.

Сей обязательный акт заключили мы с российским ген.-м. Дельпоцо и приложили перстные свои печати в кр. Владикавказской, августа 22-го дня 1810 года».

(Следуют имена тех же фамилий, которые обозначены под клятвенным обещанием.)

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: