Вторник, 2025-12-16, 7:00 PM
 
Начало Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: rmb  
Одежда и быт ингушей
rmbДата: Вторник, 2006-12-19, 10:46 PM | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 144
Репутация: 4
Статус: Offline

Традиционная одежда ингушей обще кавказского типа. Мужская рубаха навыпуск с вертикально разрезанным спереди воротом на пуговицах, перетянутая ремнем , прилегающий к талии бешмет с поясом и кинжалом. Позже получила распространение обще кавказская черкеска с газырями. Теплая одежда – овчинная шуба и бурка. Основной головной убор – папаха конусовидной формы, войлочный шляпы. В 20-е годы XX века появились фуражки. Повседневная женская одежда удлиненное платье – рубаха с разрезанным воротом на пуговице, широкие штаны, бешмет. Свадебное платье (чокхи) – длинное до пола из шелка, бархата и парчи, шилось по фигуре, рукава узкие до локтя имели продолжение в виде свисающих лопастей, украшалось металлическими застежками в два ряда. На голове – шапочка в форме усеченного конуса с золотым и серебренным шитьем. Повседневные головные уборы – разно размерные платки и шали. В средних веках знатные женщины носили головной убор "кур-харс" в виде изогнутого рога из войлока или кожи. Он был покрыт дорогими тканями и украшен серебряной округлой бляхой, орнаментирован. У современных ингушей гор. Одежда стала преобладающей, множество мужчин носят шляпы, женщины продолжают платья широкого покроя.

Традиционная пища ингушей – в основном мясо-молочная и растительная. Наиболее распространены: чурек с соусом, галушки из кукурузной муки, пышки из пшеничной муки, пироги с сыром, мясо с галушками, молочные продукты и др. В пищевой рацион входили продукты охоты и рыболовства.

У горных ингушей прослеживалось заметное социальное расслоение, шел процесс выделения знати, существовали сильные и слабые фамилия (тейпы), первые из них именовались "эзди тэйп" – благородные фамилии, свободные люди, вторые "лай тэйп" – зависимые. Источником образования зависимого сословия первоначально являлось пленение иноплеменников (и соплеменников) чаще с целью выкупа, в дальнейшем происходила ассимиляция захваченных людей и закрепления их со временем на земле. Также определенную, но трудно устанавливаемую степень зависимости попадали и слабые фамилии, нуждавшиеся в экономической о военной помощи со стороны сильных. В целом рабство в ингушском обществе не имело большого социально-экономического значения. Рабы не является основной рабочей силой. Главной фигурой горского общества продолжал оставаться свободный общинник, а сама сельская община – основным органом местного самоуправления. Характерная черта внутренней структуры общества – патронимии. В плоскостных районах уровень феодализации был, по видимому выше.

Важную роль в общественном быту ингушей играл обычай гостеприимства. Гость вне зависимости от национальности и вероисповедания получал без какого либо вознаграждения отдых , пищу и ночлег. Хозяин нес полную ответственность за его жизнь и безопасность. Нарушение обычая гостеприимства влекло за собой суровое порицание и даже расценивалось обществом как преступление.

Характерной чертой бытовавших среди ингушских традиций было уважительное отношение к родителям и старшим. Правила этикета включают в себя такие обязательные и сейчас для соблюдения нормы, как старшим по возрасту уступать дорогу, право старших говорить первыми, не перебивать и не вмешиваться в разговор старших и др. Неуважение к родителям и старшим расценивается как порок и в современной Ингушетии также сурово осуждается.

У ингушей сохранились остатки патриархально – родового строя – фамильно - патронимич. Организация, кровная месть и др. При преобладании малых семей прослеживались и больше семьи, особенно в горах. Браки экзогамны по обеим линиям, имело место брачный выкуп. Тесная солидарность родственников и строгая экзогамия характерны для современных ингушей. Существовал цикл до свадебной и свадебной обрядности, мн. Обычаи и обряды были связаны с рождением и воспитанием детей

В период средневековья у ингушей бытовали религии верования в форме тотемизма, анимизма, различных видов магии, семейно–родового культа святынь и покровителей, аграрных и погребальных культов и др. Повсеместно в горах вблизи селений и на труднодоступных вершинах возводились каменные святилища-молельни в честь патронов – покровителей. При раскопках выявлены предметы культового инвентаря и амулеты (металл. Колокольчики, зубы оленя с отверстиями для подвешивания, наконечники стрел, когти медведя, человеческие фигурки из каменных бус). Пантеон вайнахских божеств отличался сложностью и достаточно высоким уровнем развития, в него входили обще племенные боги (Диела – верховное божество, Сиели – бог грома и молнии, Мятцил – покровитель земледелия, Тушоли – богиня плодородия, Иштар-Диела – бог подземного царства, Молыз-Ерды – бог войны.

Прикрепления: 38321589.jpg (44.7 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: